Web Analytics

Харьков, который застали врасплох

Венчальное платье государственной крестьянки Дарьи Яковлевны Михайловой, конец 19 столетия. В частном музее городской усадьбы – выставка «Старый Харьков». Кроме дамских туалетов и аксессуаров, здесь - больше 50-ти уникальных фотографий Харькова, которые раньше нигде не выставлялись и не публиковались.

Город, который застали врасплох - не праздничный и не для открытки - такой, какой есть. Во время наводнения или ярмарки. С движением в кадре и героями, которые даже не знают, что такое фотоаппарат.

Андрей Парамонов, директор Харьковского частного музея городской усадьбы: «Интересная фотография здания нынешнего горисполкома, а раньше – Городской думы, - и там висит плакат, что это День Пасхи, и вот масса экипажей на Николаевской площади, то есть, Городская дума была не в стороне от праздников того времени. Редкий снимок харьковской Мечети, которая была в 3-й полицейской части за речкой Лопань, вот со стороны реки, набережной, видна Мечеть».

Андрей Парамонов - ценитель старины не только на работе: у него даже мобильный играет старинное танго.

Историку и коллекционеру с опытом «открыточные», то есть профессиональные снимки города, - уже не интересны, даже если очень старые. Куда важнее: чем жил Харьков в будни и как одевались люди, когда не собирались фотографироваться.

А чтобы дополнить впечатление от фотографий - выставка предметов той эпохи. Коробка для шляпок принадлежала супруге харьковского городского головы Егора Гордиенко. 1900-й год. Еще - дамские принадлежности - две муфты: парадно-выходная, каракулевая и попроще - на каждый день. Эти предметы принесла в музей Евгения Черных. Она - инженер по профессии, но тоже любит раритет.

Евгения Черных: «Ну, мне кажется, это совершенно роскошная накидка. Очень старая. Предполагаю, что ее носила моя сверстница 100 лет назад. Сейчас ныне здравствует в Харькове ее внук, ему 97 лет».

Владелицу черной накидки и двух муфт звали Олимпиада Яковлевна, ее семья жила на Холодной Горе. А вот это зеркало - семейная реликвия уже самой Евгении Черных. В начале 20-го века в него смотрелась бабушка Евгении.

Евгения Черных: «И еще на мне есть один раритет – совершенно, я считаю, уникальный: вот это кольцо бабушке дедушка купил в Пащенко-Тряпкинском пассаже. Когда были голодные годы, он приходит домой, а у нее роскошный обед. Он говорит: «Женя, – ее звали так же, как и меня, Евгения – а что такое, что случилось, какой у нас праздник?» Она что-то мнется. «Ааа, ты отнесла кольцо в «Торгсин». Ну, он занял денег, выкупил его, и сказал: «Больше с ним не расставайся!» Вот, я теперь с ним и не расстаюсь».

Выставка «Старый Харьков», говорит Андрей Парамонов, может стать последней в этом здании. В новом году частный музей городской усадьбы, скорее всего, лишится помещения в центре. Собственник изменил условия аренды - повысил плату в 5 раз.

Андрей Парамонов, директор Харьковского частного музея городской усадьбы: «Прекрасно понимаю человека, который сдает нам помещение, что он может получать здесь больше. И его значимость - нашего музея для города, для харьковчан, для людей – его вовсе не интересует».

На начало будущего года у Андрея Парамонова уже есть планы - издание дневников 15-летней харьковчанки, которая жила во время революции, и выставка «Харьков в феврале 17-го года». Но где выставлять экспозицию, Андрей Парамонов еще не придумал.