Web Analytics

Дальневосточный и европейский фарфор – в стиле шинуазри

"В стиле шинуазри". Выставка под таким названием открылась в художественном музее. Впервые в Харькове - дальневосточный и европейский фарфор 15- 19 веков в исполнении китайских мастеров и европейских керамистов, в том числе, российских и украинских. Последние, следуя моде, подделывали восточную роспись и рисовали на фарфоре вместо привычных славянских мотивов - фазанов, пионы и пагоды. "Шинуазри" так и переводится - "китайщина".

Моду на "китайщину" в России ввел Петр Первый. Прорубив окно и на Восток, он покупал у китайских мастеров не только готовые фарфоровые изделия - с фазанами и пагодами, но и заказывал в Поднебесной керамику на русский манер - аптекарские сосуды, бритвенные тазики и вазы, украшенные царским гербом.

Уже в двадцатом веке "китайщиной" увлекалась и Коко Шанель. Во всяком случае, так говорят историки моды и современники мадмуазель Коко. Законодательница моды, выросшая в провинциальном сиротском приюте, встречала гостей в китайском кабинете и позировала фотографам исключительно на фоне китайского комода.

В России фарфор собственного производства появился уже при Елизавете. Следуя моде на "китайщину", русские художники на русской посуде начали рисовать драконов, чайные домики и пруды с мостиками, в популярной в Поднебесной розово-зеленой гамме.

Сегодня, рассказывают искусствоведы, уцелевший средневековый фарфор осел в основном в частных коллекциях. В харьковском Художественном музее говорят, что когда-то и у них хранилось много работ китайских мастеров. Но во время войны немцы музей взорвали, а самые ценные экспонаты вывезли в Германию. Правда, за тем что уцелело, рассказывают в музее, сегодня охотится даже Эрмитаж.

Татьяна Литовко заведующая отделением декоративно-прикладного искусства Художественного музея: Вот там чайник есть один – его надо увидеть, он семнадцатого века. Есть очень популярное среди коллекционеров издание «Антиквариат». И есть страница, на которой публикуют утраченные произведения. Среди столичных музеев, среди утраченных произведений, к сожалению, есть и такой, аналогичный чайник. Где-то в столице его утратили, а у нас он еще сохранен.

Китайская роспись, рассказывают в музее, это не просто картинки на посуде, а скорее послания. Например, подари европейцу это блюдо, он ничего не поймет. Китаец же увидит на тарелке зашифрованное пожелание богатства - за это в восточной символике отвечает пион, символ успешной карьеры - олени, а долголетия - гриб.

А в таких кувшинах - с изображением цветущей сливы, она в Поднебесной расцветает зимой - китайцы дарят подарки на Новый год. Фарфоровая посуда в этом случае скорее упаковка - тот, кто получает подарок, возвращает кувшин его владельцу.

Здесь же, в выставочном зале, цветные ксилографии - гравюры по дереву, и миниатюрные японские статуэтки из кости, окимоно. Полгода назад эти работы экспонировались в галерее "АВЭК", на выставке "Великое в малом". Тогда еще ксилографии и окимоно были частью личной коллекции Александра Фельдмана. А сегодня парламентарий подарил четыре десятка работ китайских и японских мастеров музею. За это имя мецената впишут в книгу "двухсотлетия истории Художественного музея".

Александр Фельдман, народный депутат Украины: Если будет всё нормально, в сентябре мы проведем еще одну выставку Востока в концерне «АВЭК» м этот зал мы дополним – мы передадим часть оружия японского, китайского оружия, и тогда этот зал будет более закончен, более совершенен.

Выставка средневекового фарфора, ксилографий и японских окимоно в Художественном музее будет длиться полгода. Потом сотрудники музея собираются переоборудовать экспозицию в стационарный кабинет Востока.