Харьковский создатель «Хищника» раскрыл тайны спецэффектов

«Хищник», «Матрица», «Судья Дредд». Многие спецэффекты в этих блокбастерах — дело рук харьковчанина Юджина (Евгения) Мамута. На встрече со студентами в ХПИ он рассказал, как создавал спецэффекты.

Юджин Мамут когда-то работал на знаменитой киностудии ХПИ. Там он впервые начал снимать компьютерную анимацию, сорок лет назад это называлось «мультипликация на ЭВМ» и занимало несколько дней. На киностудии ХПИ Мамут сделал первый стереомультфильм, который в 1973 году показали в Киеве. Пять лет назад этот мультфильм впервые показали в США.

Кадр из компьютерного фильма, созданного тогда ещё Евгением Мамутом. На экране — автор фильма.

Когда Юджин Мамут в конце 70-х переехал в США, он работал чистильщиком плёнок, оператором комбинированных съёмок и постоянно экспериментировал. Он придумал «эластик-эффект» и применил его в рекламе «Рено»: машина на поворотах растягивалась, будто резиновая, а остальные предметы оставались нормальными. За эту рекламу Юджин Мамут получил специальный приз в области рекламы.

Аппарат, на котором в 80-х чистили плёнку. На таком начинал работу Юджин Мамут в США.

Мамут работал над спецэффектами в фильмах «Голубая лагуна», «Зелиг», «Леди-ястреб», «Судья Дредд», «Грязные танцы». А в 1987 году бывший харьковчанин получил премию Американской киноакадемии «Оскар» за создание Хищника в одноимённом фильме с Арнольдом Шарценеггером. Юджин Мамут вместе с Джоэлом Хайнеком открыл новый спецэффект — «камуфляжный», когда персонаж напоминает человека-невидимку: сквозь него можно смотреть; когда он недвижим, его не видно, а когда движется, ощущение, будто по экрану передвигается нечто прозрачное и расплывчатое.

Это была очень трудоёмкая работа, которая занимала по 17 часов в сутки, вспоминает Юджин Мамут. Эффект создавался на огромной машине, похожей на какой-то автомобиль из старых фильмов о будущем. На ней можно было прокручивать одновременно восемь плёнок. Сейча она находится в музее кино в Нью-Йорке. «Я пришёл с сыном в музей, и смотритель всё время ко мне подходил и говорил: «Don't touch» — «Не трогай руками». Как же я могу не трогать руками, если я на этом принтере проработал 12 лет?» — смеётся Мамут.

Ещё один блокбастер, в работе над которым принимал участие Юджин Мамут, — «Матрица». В момент, когда исполнитель главной роли Киану Ривз падал, камера облетала вокруг него. Обычной камерой, даже несколькими, этого сделать невозможно — камера просто не успевает обойти вокруг актёра за время его падения. Поэтому по кругу площадки поставили 122 камеры, чтобы они могли захватывать 360°. В момент, когда актёр начинал падать, последовательно включалась каждая камера. Затем плёнку проявили, отсканировали и обработали с помощью компьютера.

Этот же трюк можно проделать и с куда меньшим бюджетом, чем был у «Матрицы». Для этого нужно взять обычную сковородку, поставить на неё восемь зеркал под углом 45°, а посередине зажечь бенгальский огонь и сфотографировать это. Потом провести компьютерную обработку фото – и получится такая себе 3D графика: каждую искру можно будет «облететь» с восьми сторон.

Юджин Мамут рассказал об относительно новой технологии виртуальной декорации, которую разработал его друг и коллега Дональд Трамбалл, разработчик спецэффектов в фильме «Космическая Одиссея-2001» Стэнли Кубрика. Эта технология позволяет не строить дорогостоящие декорации, но она пока не внедрена и вряд ли будет использована в ближайшее время, считает Мамут. В противном случае придётся уволить множество людей, кроме того, фирмы-изготовители декораций не готовы терять кучу денег.

Юджин Мамут с женой Ириной Борисовой, тоже харьковчанкой, мультипликатором, создал музей-студию «Animagic» в графстве Беркшир, штат Массачусетс, где они живут.

Кадры из компьютерного фильма, созданного тогда ещё Евгением Мамутом:

Якщо Ви виявили помилку у тексті — виділіть її курсором та натисніть "Ctrl + Enter". Дякуємо Вам за уважність та ввічливість.
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.