Web Analytics

Защита, экономия, конкуренция. Права и возможности «Муниципальной охраны»

Защитник коммунального имущества или новый конкурент на рынке охранных услуг? Предприятие «Муниципальная охрана» и его возможная трансформация в муниципальную милицию. Комментарии представителей городской власти и реакция областной. А также мнения милиционеров и людей из охранного бизнеса.

25 ноября 2009-го года. Депутаты городского совета голосуют за создание нового коммунального предприятия – «Муниципальная охрана». Информации от горсовета мало. Все, что есть, - в пояснительной записке к решению от директора Юридического департамента Владимира Коваленко.

Из пояснительной записки к проекту решения о создании предприятия:
«Отсутствие муниципальной милиции и не всегда оперативное реагирование правоохранительных органов… не позволяет в полной мере защитить и восстановить нарушенные права территориальной громады. Защита имущественных прав территориальной громады города, обеспечение выполнения поставленных перед органами местного самоуправления задач… возможно только путём создания специализированного коммунального предприятия «Муниципальная охрана»

Пресекать самозахваты городской земли, охранять помещения и здания коммунальной собственности, предотвращать административные правонарушения и преступления – функции новорожденного предприятия, говорят в мэрии. Среди положительных моментов не только охрана, а и экономия. Больше 1 миллиона 400 тысяч гривен – в казну города. Столько, подсчитали в Юрдепартаменте, уходит сейчас на оплату услуг охранников.

Эффективное, экономичное и, что важно, - прибыльное. Преимущества деятельности коммунального предприятия, которое будет охранять городскую территорию и собственность, видны уже сейчас, говорит секретарь горсовета Геннадий Кернес. Во-первых, - это быстрое реагирование при любых происшествиях на земле, принадлежащей городу. Во-вторых, прибыль в городскую казну. Ведь, по плану мэрии, воспользоваться услугами «Муниципальной охраны» смогут не только КП, но и клиенты со стороны. «Это не частная лавочка», - подчёркивает Кернес. У «Муниципальной охраны» будет больше ответственности. Контролировать её будут сами харьковчане – через депутатов и руководство городского совета.


Михаил Добкин, Харьковский городской голова: «Это от безысходности. Это знаете как? Это не от радости, а от несчастья. Мало того, мы сегодня платим милиции огромные деньги за охрану тех или иных объектов в городе. Чего мы должны терять эти деньги? Они пойдут не в государственный бюджет, они пойдут в городской бюджет. Это ж будет наше, коммунальное предприятие. И всё, что оно заработает, - это будут деньги территориальной громады».

Кто сейчас охраняет коммунальные предприятия Харькова? Свои услуги коммунальщикам предоставляют частные охранные агентства. К примеру, среди партнёров у охранно-детективного агентства «Кратос» - КП «Ритуальные услуги», это указано на сайте фирмы. «Харьковский метрополитен», который совсем недавно перешёл в коммунальную собственность, защищает частное агентство «Safari arms». Секретарь городского совета считает: после формирования предприятия «Муниципальная охрана» город перестанет нуждаться в услугах частников.


Геннадий Кернес, секретарь городского совета: «Метрополитен охраняет частная структура, но мы только вот подошли к финишу по передаче метро в коммунальную собственность, то есть реорганизация государственного предприятия в коммунальное предприятие подошла к концу. Соответственно, на будущий год, если будет создана и успеет получить все необходимые разрешительные документы муниципальная компания, то я думаю, что муниципальный объект будет охранять муниципальная компания».

Как будет выглядеть вновь созданное предприятие по охране коммунальных объектов? Кто будет им руководить? Во сколько обойдётся городскому бюджету? Кернес на эти вопросы не отвечает – говорит, не его дело. Пока нет ни начальника, ни устава (юристы сейчас готовят документ), рассуждать не о чем. Намекает: кандидатура на место руководителя коммунальной охраны есть. Бывший правоохранитель, человек, мол, опытный и достойный. В милиции был на руководящих должностях. Назначать или не назначать его руководителем охраны, решит городской голова. Раньше – имя не прозвучит.

Служба в армии, хорошая физическая подготовка сотрудников и образование. В одном из частных охранных предприятий Харькова «МедиаПорту» рассказали, кто и как может охранять. Чтобы создать охранное предприятие, нужно получить лицензию в МВД. В ней – условия. В том числе, и к руководителю. Быть директором охранного агентства может лишь человек грамотный и с опытом работы в этой сфере.

Из «Лицензионных условий проведения хозяйственной деятельности по предоставлению услуг, связанных с охраной государственной и другой собственности, предоставлению услуг по охране граждан» :«Руководитель (директор, его заместитель или руководитель филиала, другого отделенного структурного подразделения) субъекта охранной деятельности должен иметь профессиональное высшее образование по специальности «Финансово-экономическая безопасность»,.. или высшее образование и опыт работы не менее 5 лет на должностях старшего или высшего начальствующего состава, старшего или высшего офицерского состава правоохранительных органов…».

Почти у каждого агентства (их на рынке города больше полусотни) – широкий спектр услуг. От обычной защиты лиц или объектов до сопровождения грузов с использованием GPS-навигации. У каждого свои цены. Есть так называемые тарифные планки, говорит начальник административно-хозяйственной службы фирмы Александр Лавриненко. Чтобы была честная конкуренция, никто цен не занижает, и не завышает. Стоимость – от 10 гривен до 50 за час работы охранника. Те, кто идут на работу в охрану, должны владеть рукопашным боем, без проблем справляться с кроссом, уметь подтягиваться.


В агентстве есть центральный пульт, куда приходят сигналы со всех объектов. Если охранники на месте с ЧП справиться не могут, на пульте решают, сколько групп оперативного реагирования выедут на место происшествия, и вызывают милицию. Огнестрельного оружия или наручников, как у правоохранителей, у частных охранников нет. Всё, что разрешено – в целях самообороны: газовый баллончик, пневматика. Травматическое оружие, по словам Лавриненко, запрещено. Даже ударить хорошенько охранник не может. Максимум – обороняться и блокировать удары, утверждает Александр Лавриненко.

В некоторых агентствах предоставляют ещё и кинологические услуги – использование служебных собак по лицензионным условиям не воспрещается.

Что для частных агентств – появление такого же, но коммунального? Представитель фирмы делится наблюдениями: в охранных кругах «Муниципалку» рассматривают как особенного конкурента.


Александр Лавриненко, начальник административно-хозяйственной службы частной охраны «Это появление на рынке игрока, который будет иметь какой-то административный ресурс, который будет получать объекты, не соблюдая никаких, так скажем, правил игры. Есть коммунальное предприятие, есть предприятия, которые подчинены городу, области и так далее, и так далее. На этих предприятиях сейчас находится охрана, эта охрана будет снята, потому что появилась муниципальная. Не потому, что они лучше нас или кого-либо из наших, так сказать, конкурентов или, можно сказать, сотрудников…коллег по работе, потому что они, вот - муниципальные. Потому что город принял решение, что эти предприятия должны платить за охрану городу. То есть нарушается уже какая-то конкурентная борьба между нами».

Работа на перспективу. По задумке мэрии, муниципальная охрана в дальнейшем должна превратиться в муниципальную милицию и охранять общественный порядок, как это делают правоохранители. Отдавать приказы сотрудникам будущей муниципальной милиции будет руководство города. Правда, пока законодательной базы для такой структуры нет. Харьковский городской голова Михаил Добкин на последней пресс-конференции заявил: вместе с народными депутатами – бывшими милиционерами - будет инициировать разработку закона о местной милиции.

Не против такой милиции главный милиционер области Анатолий Слипченко.


Анатолий Слипченко, начальник ГУ МВДУ в Харьковской области: «Я считаю, что наличие муниципальной милиции будет, наверное, увеличивать ответственность или повышать ответственность руководителей города за состояние правопорядка, это независимо от того, кто будет этими властями».

Заместитель председателя облгосадминистрации Сергей Стороженко (в прошлом сотрудник прокуратуры) идею создания «Муниципальной милиции» не критикует, но и не одобряет. Говорит: все должно быть в рамках закона.


Сергей Стороженко, зам. председателя облгосадминистрации: «Ну, если это в рамках закона о частных охранных агентствах, то, пожалуйста, никто ж не возражает, а создавать собственную милицию, ну давайте завтра свои суды создавать, свою прокуратуру...»

***
ЗАКОН

В Верховной Раде зарегистрирован законопроект «О местной полиции» (http://gska2.rada.gov.ua/pls/zweb_n/webproc4_1?id=&pf3511=34732). В документе прописано, что местные власти смогут создавать дополнительные вооруженные формирования для охраны правопорядка. Координировать свои действия полиция должна будет с МВД, а вот оплачивать работу полицейских будут из местных бюджетов.
В структуре местной полиции могут быть службы участковых инспекторов, содействия органам автомобильной инспекции, патрульно-постовая служба, содействия службе МВД в делах несовершеннолетних, пишет газета.
Кроме того, сотрудники местной полиции смогут задерживать и конвоировать правонарушителей. Этот документ был подан в Верховную Раду в марте 2009 года депутатом от НУ-НС Анатолием Матвиенко, но коллеги-нардепы его еще не рассматривали.

ИСТОРИЯ

В Харькове уже существовало правоохранительное подразделение, которое подчинялось мэрии. В 90-х действовал отдельный батальон патрульно-постовой службы. Но его расформировали из-за недостатка средств.

О создании некой структуры, которая была бы подвластна горсовету и при этом была бы силовым органом, в горсовете заявляли не раз. Его предлагали использовать для разных целей: охраны и защиты имущества, наведения общественного порядка, контроля ситуации на дорогах.