Web Analytics

Первый в Украине ядерный взрыв произошел в Харьковской области 35 лет назад (фото)

Харьковским Чернобылем называют историю, которая произошла неподалеку от села Первомайское в Красноградском районе 35 лет назад. Тогда, чтобы остановить утечку газа, здесь устроили ядерный взрыв.

Операция «Факел» - под таким названием вошел в историю первый в Украине ядерный взрыв в мирных целях. Бомбу – в тротиловом эквиваленте три с половиной тысячи тонн - заложили в землю, на глубину больше километра.

Александр Мазилов, начальник лаборатории радиоактивных исследований: «Взрывное устройство. Зачем бомба? На колесиках такая сигара, которая закатывалась туда на рельсах. Это специальная бомба для мирных целей. Мощность – это малая мощность. К категории малых мощностей эта бомба относится».

В семидесятых в Красноградском районе начинали добычу газа. Бурили скважину - топливо вырвалось на поверхность. Первое, что сделали газовики, - подожгли его.

Житель с. Первомайское: «І гул цей йшов, і тепло, і видно було. Ночью в селі було видно від пламя цього».

Эту скважину местные жители называют «тридцать пятой» - по номеру. Газ тут горел год до взрыва и еще год после. Люди тогда жили совсем рядом - максимум полкилометра. Нине Зубко в семьдесят втором было 19, она недавно вышла замуж, была беременной. Ее дом был ближайшим к «тридцать пятой» - теперь женщина ходит сюда, как на экскурсию.

Нина Зубко, жительница с. Первомайское: «Ото на горбі зразу був наш дом і тут були дома... В те врем’я нам, конєшно, ніхто нічо не розповів правди – відкиля ж ми знали, що воно. Люди потім вже обіжались на правітєльство: ну чого так? Розрухи були великі. Я ж кажу, єслі оце ми балакаєм з вами, то мови не чути було. Реально. Надо було кілометр одійти, щоб тебе було чути. Так що це за гул? І як це - взрив був? Конєшно, були разрухи хороші на той час».

Авария на буровой произошла осенью семьдесят первого. Почти год, до лета семьдесят второго, топливо просто сгорало огромным факелом - газовики не могли остановить утечку. Тогда и придумали подземный ядерный взрыв - как искусственное землетрясение, чтобы сместились пласты почвы и закрыли газу выход.

Надежда Дзябура, Первомайский поселковый голова: «Тоді вже, як тушили, людей зібрали – автобусів пригнали на ціле село. Розприділили – яка сім’я, по скільки сімей там в автобус. Посадили і вивезли сюди – за п’ять кілометрів. День сонячний був. Лічно як для мене, як для дитини тоді ще, це було свято. І для людей. А ну! Вихідний день, серед літа – всі гуляють, тут як гуляніє було. Буфєти».

Взрыв люди почувствовали и за несколько километров. Что он был ядерным, тогда они не догадывались. Узнали позже - вроде бы кто-то из селян слушал «Голос Америки». Домой жителей Первомайского вернули в тот же день, через несколько часов.

Ольга Гулага, жительница с. Первомайское: «Повалені печі були в хатах. Вирвані, порозкривані двері. Наша хата була старенька – то дуже вона постраждала. Наче її взяло підняло, витрусило все з усього і кинуло – на місце поставило. Отак зробило».

Тот взрыв не был вредным для экологии и опасным для людей, подчеркивает ученый Александр Мазилов. Он исследует историю украинских ядерных взрывов. Радиация осталась глубоко под землей. А что технология не сработала и взрыв оказался напрасным, объясняет капризами природы.

Александр Мазилов, начальник лаборатории радиоактивных исследований: «Значит, природа мудрее нас оказалась. Он сначала потух вроде как. А потом сила давления газа была такова, что нашел газ другие пути, и все равно это прорвалось, и дальше тушили уже другими способами, традиционными. Но, конечно, это была еще и отработка технологии, безусловно. Потому что планировалось использовать ядерные взрывы очень широко».

Огонь на «тридцать пятой» погасили через год - в семьдесят третьем. Эта скважина так и не дала ни одного кубометра газа для людей.

Жители Первомайского в начале независимости Украины делали попытки получить особый статус, как у чернобыльцев. Но доказать, что пострадали от радиации, не смогли.

Второй и последний мирный ядерный взрыв в Украине произошел в семьдесят девятом. На шахте «Юный коммунар» на Донбассе.