До нового года коммунальные предприятия отвечали за водопровод, канализацию и систему отопления до границ дома. Начиная с фундамента, следить за всеми трубами должен был ЖЭК.
С первого января мэрия отдала коммунальникам и так называемые внутридомовые сети. Те определили свою ответственность – «до первого крана в квартире». Это значит, если трубу прорвало в подъезде - ремонт за счет предприятия. Если за дверью квартиры - за счет жильца.
«Харьковские тепловые сети». В наследство от ЖЭКов коммунальному предприятию достались трубы с горячей водой и система отопления. Директор «Теплосетей» Сергей Андреев добавляет: разрушенная система. В доказательство показывает фотографии ржавых труб в подвалах.
Сегодня слесарей в «Теплосетях» не хватает - вакантно каждое третье место. Но нанимать новых людей руководство предприятия не собирается - лучше платить больше тем, кто сегодня в штате.
Главной проблемой реформы Андреев называет недоверие жильцов к слесарям.
Сергей Андреев, директор КП «Харьковские теплосети»: «Чаще всего ситуация происходила такова, что дефекты происходили внутри квартир, и жильцы не допускали сотрудников «Теплосетей» в квартиры для устранения неполадок. Причин много: у кого-то евроремонт, кто-то не доверяет, кто-то не хочет, чтобы ему испортили интерьер в квартире, и так далее».
Коммунальное предприятие «Вода». В январе получило в штат плюс - почти 500 слесарей. И минус - новые траты на ремонт труб.
Виктор Колотило, директор КП «Вода»: «6 копеек с каждого квадратного метра жилья перечисляется на обслуживание внутридомовых сетей - по водоснабжению. Это если бы сети были в идеальном состоянии, может быть, и было бы достаточно».
«Харьковкоммуночиствод». С января в штате - 150 новых слесарей.
Директор предприятия Иван Коринько считает - больше и не нужно.
Иван Коринько, директор КП «Харьковкоммуночиствод»: «Штаты укомплектованы, тем более, что сейчас принято решение, что аварийные работы мы не будем выполнять, а будем только текущие и плановые работы, то это нам вполне хватит и финансовых средств, чтобы поддержать эту систему в порядке».
Сегодня основная работа коммунальников - так называемые аварийные вызовы. Только в «Теплосети» с жалобами на то, что в доме прорвало трубу, звонят 300 человек в сутки. Слишком много - решили городские власти. И задумали новую реформу.
Михаил Добкин, городской голова: «Необходимо со временем переводить работу наших коммунальных предприятий из аварийного режима в режим рабочего обслуживания сетей. Сегодня наши предприятия занимаются в основном аварийным ремонтом».
На практике реформа означает очередную смену хозяина. Трубы в подъездах, которыми сначала занимались ЖЭКи, а потом коммунальники, теперь будет ремонтировать новая - аварийная служба.
Что будет со слесарями, которые сегодня в штате коммунальных предприятий, в мэрии не говорят. Скорее всего, им придется опять поменять место работы - второй раз за два месяца.