Web Analytics

Как изучать планету с помощью космических технологий

Радиоастрономии в Харькове исполняется 25 лет. Сегодня локаторы, которые производит Харьковский институт радиоастрономии, работают по всему миру. Исключительно в мирных целях, подчеркивают ученые. С помощью приборов можно составлять точную и подробную карту Земли или предсказывать погоду с точностью до минуты.

Из этой комнаты - шутят радиоастрономы - можно управлять миром. На мониторе - сегодняшняя Германия: данные харьковского локатора использует немецкая служба погоды. А здесь - информация космического агентства НАСА. Настраивают радиолокатор, который находится за океаном, из Харькова - при помощи Интернета.
Дмитрий Ваврив, зав.отделом электроники: «В радиолокаторе, используя известную фразу, должно быть все чудесно и замечательно. В локатор поступает в секунду такой объем данных, который помещается в 300 томах книжек!».

География заказчиков - от Англии до Японии. Правда, без родного города: 100 тысяч долларов - столько в среднем стоит локатор - пока не нашлось ни у одной харьковской фирмы.

Радиолокатор поиска и сопровождения через 2 недели уедет в Китай. Заказчик - китайское аэрокосмическое бюро - уверяет, что будет использовать прибор исключительно в мирных целях - для наблюдения за окружающей средой. С его помощью можно разглядеть шарик диаметром 1 мм с расстояния в 10 км.

Сегодня в НИИ работают над новым прибором - он поможет составлять подробные карты Земли с высоты птичьего полета. Чтобы испытать локатор, ученые арендовали самолет. Еще 5 лет назад прибор в самолет не поместился бы. Только одна его часть, думатель, как ученые называют процессор, занимала две комнаты. Сегодня локатор - прибор компактный, вполне уместен в частной квартире.

Георгий Соловьев, конструктор: «В бытовых условиях, в общем-то, можно, но стоит он довольно дорого. Вы можете, ну скажем, над своей дачей узнать через неделю, через полторы, какая приблизительно будет погода».

В том, что локатор в хозяйстве необходимым - ученые не сомневаются. Говорят, штука полезная. Были бы деньги.