В органном зале - репетиция, музыканты готовятся к вечернему концерту. Литовец Римантас Гучас, который когда-то возглавлял всесоюзную организацию органостроителей, говорит, звучание харьковского органа ему очень нравится. Еще лет пятьдесят, как минимум, ему не понадобится ни ремонт, ни даже чистка.
Римантас Гучас, органостроитель: Технический вопрос: можно ли перенести орган? Да, можно, если есть помещение для того органа, который переносится. В данном случае, этот орган сделан для очень высокого помещения, по составу регистров их и тонировке он рассчитан на большое пространство.
Единственные подходящие помещения для харьковского органа, говорят специалисты, - Южный Вокзал и Благовещенский Собор. Эти здания подходят по объему воздуха, нужного для нормального звучания. Тем не менее, считает Римантас Гучас, для того, чтобы перенести орган, например, в помещении филармонии, нужно попросту разобрать инструмент. А потом собрать заново. В итоге, говорит Гучас, процедура переноса обойдется не дешевле, чем строительство нового органа. Стоит он около полумиллиона евро. Дирижер Юрий Янко о том, что орган может оказаться в здании филармонии, говорить не спешит. Сегодняшние выводы Ринатаса Гучаса - только предварительные.
Юрий Янко, директор и главный дирижер харьковской филармонии: Пока не будет полного окончательного заключения всех специалистов, так как это сейчас делается по экспертизам – все кафедры ХИСИ, все абсолютно специалисты, до тех пор ничего о переносе, о демонтаже или сборке, или …называйте как хотите , ничего мы пока сказать не можем.
Ринатас Гучас говорит, в его практике случаи переноса органа из одного помещения в другое уже были. Оба - удачные. Правда, здание, где в итоге окажется инструмент, по акустике должно быть обязательно лучше первоначального.