Web Analytics

Несносный и неприличный. К 75-летию Боба Михайлова

«UNRESPECTABLE» — большой проект, посвящённый юбилею фотографа Бориса Михайлова, — займёт два дня и три площадки в Харькове.

В трёх словах Бориса Михайлова обычно описывают как единственного украинского фотографа, который получил международную премию Hasselblad, которая считается «Нобелевкой» для фотографов. Это произошло 25 ноября 2000 года.

Диплом Hasselblad Бориса Михайлова. Фото: сайт премии

На сайте премии можно прочесть, что диплом Михайлов получил из рук её королевского высочества шведской принцессы Лилиан на церемонии, которая проходила в оперном театре Гётеборга.  

Если говорить о Михайлове больше трёх слов и оставить за скобками такие громкие, но по сути ничего не сообщающие читателю описания как «феномен», «легенда», «знаменитость», «знаковый» и так далее, придётся долго и подробно пересказывать его личную и творческую биографию — выбрать из любопытного и интересного самое любопытное и интересное в случае с Михайловым непросто.

Потому просто заглянем в архивы иностранных газет, арт-блогов и хороших музеев, которые об украинском фотографе пишут с завидной регулярностью.  

The Guardian, к примеру, расспрашивал Михайлова о его первой работе.

Борис Михайлов. Yesterday's Sandwich Plate No 48. 1996-98 годы. AccuSoft Inc.

«Эту фотографию я сделал в Харькове в 1970 году, это город в Украине, где я родился. Когда я был молод, я любил баскетбол, но мне хотелось быть более «культурным», и я занялся теннисом. Этот спорт очень социально позиционирован: ракетки стоят довольно дорого, и далеко не каждый может себе позволить купить их. Я представляю себе теннисный корт как что-то, что находится отдельно от общества, как клетки для животных.  

Быть художником — значит иметь много свободного времени. В те дни я проводил его с моими друзьями Машей и Валерой, моя камера всегда была со мной. Однажды во время прогулки мы набрели на поле с красными цветами. Интуиция подсказала мне, что я должен сделать снимок именно здесь. Мне даже не нужно было говорить им что делать: все любят позировать на камеру. Валера — на фото он справа — постоянно принимал такие дерзкие позы. Мне они кажутся очень современными и символизируют новое поколение. Цветы наполнили меня ощущением, что что-то хорошее в одной какой-нибудь жизни основано на крови других жизней — всё советское бытие было основано на миллионах жизней, принесённых в жертву.

Этот снимок стал частью серии, которую я собрал в 2006 году и назвал «Yesterday's Sandwich», где объединяются в одной работе две картинки из прошлого. Своих друзей я совместил с постером, который я видел в городе в то время. Не помню точно, что там было изображено, но это была либо демонстрация, либо какой-то важный коммунист, поскольку все плакаты в то время были идеологическими. Валера держит ракетку, как воин держит меч. И снимок напоминает мне финал моей любимой поэмы Оскара Уайльда «Баллада Рэдингской тюрьмы»:  

Но каждый, кто на свете жил,
Любимых убивал,
Один — жестокостью, другой —
Отравою похвал,
Трус — поцелуем, тот, кто смел,—
кинжалом наповал.
(перевод: Н. Воронель)

Для меня всё началось именно с этого снимка. Я чувствовал себя художником впервые в жизни».

Одна из первых зарубежных выставок Бориса Михайлова проходила в Нью-Йоркском музее современного искусства (MoMA) в 1993 году. Пресс-релиз о выставке двадцатилетней давности отыскался в архиве MoMA. 

MoMA выставлял серию «У земли» (1991 год), в которой, как писали кураторы выставки, Михайлов «запечатлел опустошительный результат недавних экономических перемен в бывшем СССР».

«Некоторые из 45-ти фотографий представлены одной сплошной лентой, расположенной на два фута ниже уровня глаз, так что посетители должны согнуться, чтобы разглядеть их», — пишет куратор. 

Фото Бориса Михайлова из серии «У земли»

Спустя 18 лет, приглашая интересующихся современным искусством на другую выставку украинского фотографа, «История болезни», сайт MoMA сообщал, что «глубоко вплетённые в исторический контекст работы Михайлова — одновременно ещё и очень личный рассказ о характерах, страсти, уязвимости, старении и смерти».  

«Сделанные на унылом фоне индустриального Харькова, цветные снимки Михайлова в натуральную величину зафиксировали угнетённость, умопомрачительную бедность и ежедневную реальность общества «лишенцев» за пределами российской новой экономической политики. Михайлов вспоминает свои впечатления по возвращении в Харьков спустя несколько лет после падения коммунизма:

«Разруха остановилась. Город приобрёл вид почти что современного европейского центра. Многое было восстановлено. Жизнь стала гораздо более симпатичной и деятельной, снаружи (с большим количеством заграничной рекламы) — просто блестящая обёртка. Но я был шокирован огромным количеством бездомных (прежде их здесь не было). Богатые и бездомные — новые классы нового общества — это было, как нас учили в школе, одним из признаков капитализма».

Фото Бориса Михайлова из серии «Case History»

Лондонский музей Виктории и Альберта потчевал британцев Михайловым в 2006 году. Выставлялась серия «В сумерках». 

«Михайлов предлагает для новой социальной реальности монохромный визуальный язык. Подкрашенные голубым снимки одновременно выглядят состаренными и относящимися к синим сумеркам дня.

Проект «В сумерках» отсылает зрителя также к лишениям, которые претерпевала Украина во время Второй мировой войны, виденным художником в детстве. Немного фотографий того периода уцелело, и Михайлов предлагает собственную реконструированную историю взамен. 

«В сумерках» — нечто среднее между документальным и художественным проектом, документом, но в то же время и инсценировкой времени, которое в равной степени могло бы быть 1941 или 1993 годом или вообще никогда не случаться».

Фото Бориса Михайлова из серии «В сумерках»

А вот впечатления о встрече с Михайловым искусствоведа и критика Лилиан Дэвис (член факультета Paris College of Art, работала в галерее Tate Modern и музее Гуггенхайма), которая однажды застала его в парижской частной галерее Loft 19. 

Борис Михайлов с владелицей парижской галереи Loft 19 Suzanne Tarasiève. Фото: Лилиан Дэвис

«Украинский художник Борис Михайлов, раскинувшись на диване, обсуждает свой проект «Yesterday’s Sandwich»: многослойные фото из уличных пейзажей, обнажённых тел и предметов быта. Михайлов говорит, что счастлив показать свой проект в Париже — «центре секса и революции». «В Украине мы не выставляем обнажённых людей», — жалуется художник».

Фото Бориса Михайлова из серии «Yesterday's Sandwich»

Проект «UNRESPECTABLE», посвящённый 75-летнему юбилею Бориса Михайлова, будет проходить на трёх площадках Харькова.

7 ноября в 15.00 в Муниципальной галерее состоится презентация проекта молодёжной платформы «Комнатная температура». Как объясняют организаторы, молодёжный проект, который шутя назван «В помощь Михайлову», создан по просьбе самого художника, чтобы выделить главные направления и тенденции «молодого» искусства. Свои работы представят молодые московские и харьковские авторы. 

7 ноября в 15.00 в «ЕрмиловЦентре» открытие выставки Боба Михайлова «UNRESPECTABLE. Ретроспектива. +Почеркушки...»

Борис Михайлов: «Я начал стараться захватить в свою камеру всё то важное, что вижу, когда попадаю в пограничную позицию между ханжеской нормой и реальностью. Я осознал это как свой персональный долг». 

8 ноября с 12.00 до 17.00 в конференц-зале отеля Kharkiv Palace — теоретическая платформа: публичная дискуссия, которая, как предполагают организаторы, даст возможность определить место фотографа в художественной иерархии. Посмотреть на Михайлова, сопоставив различные мнения, помогут выступления специалистов по современному искусству, которые занимаются исследованием творчества художника. 

Елена Петровская, философ, теоретик современного искусства, антрополог и культуролог, главный редактор журнала «Синий диван»: «Михайлова можно считать жёстким хотя бы потому, что он — не сентиментальный художник. В нём нет ничего слащавого, зато есть колоссальная открытость. Если говорить об этом в самом общем виде, он приемлет жизнь во всех её невероятных проявлениях, во всей её некрасивости, потому что жизнь некрасива».

Кроме Петровской, на платформе будет выступать Александр Раппапорт (доктор искусствоведения, архитектор, член Ассоциации искусствоведов и Союза дизайнеров России), а также Пол Вумбель (писатель, издатель и куратор, профессор-исследователь, один из основателей международной премии в области фотографии — Citibank Private Bank Photography Prize). 

Модератором теоретической платформы выступит Виктор Мизиано — куратор, историк и теоретик искусства, главный редактор «Художественного журнала», главный куратор российского павильона на Веницианской биеннале в 1995, 2003, 2005 годах.

Публичный диалог Мизиано и Михайлова будет транслироваться онлайн на сайте «МедиаПорта».

На все мероприятия вход свободный.