Web Analytics

На “фэ” начинается, на “и” кончается...

Submitted by Анна Гин on пн, 12/22/2008 - 22:18
Кем ты будешь, когда вырастешь? 
Абитуриентам и их родителям читать обязательно! 
 
Что может интересовать нормального человека в последние дни апреля?! Правильно - праздники! Вчера по дороге с работы я встретила бывшую коллегу. — Что на майские? - шаблонно поинтересовалась я. — Что ты?! Какие майские?! Сын ПОСТУПАЕТ!
Она сказала это таким тоном, что мне стало стыдно за все остальное человечество. То, которое в конце апреля может позволить себе мысли о шашлыках.
Слово “экзамен” до сих пор вызывает во мне нехорошие ощущения. А категории“начало жизненного пути”, “ответственное решение”, “выбор профессии” давно утратили всякий смысл. Хотя нет, смысл остался, исчезла причинно-следственная связь с когда-то заветной аббревиатурой “ВУЗ”. 
— Кем ты будешь, когда вырастешь? - поинтересовались родители у трехлетней дочери. 
— Отгадайте! - заинтриговал ребенок. - На “фэ” начинается, на “и” кончается! 
Мои родители ломали голову несколько дней, сдавались и размахивали белым флагом. Я была неумолима и требовала, чтобы они пришли к ответу самостоятельно. Вариант “ФеллинИ” меня не устраивал по причине непонимания такого наборазвуков. Юмористическое “ФигушкИ” я не рассматривала, видимо, по той же причине. А “ФиникИ собирать” - мне казался абсолютно нелогичным и даже издевательским. 
Лет через пятнадцать родители повторили вопрос, несколько видоизменив форму. 
— Ты уже выросла. Пора выбирать профессию, кем ты хочешь быть? 
Теперь вариантов не было у меня. Возможно, первое утверждение было неверным, а может, сказался тот, неудачный, опыт. Психотравма детства, так сказать :). 
Я попала в первый экспериментальный год, когда абитуре разрешили поступать в несколько ВУЗов одновременно. С подружкой Виткой мы выбрали два - ИНЖЭК и ХИРЭ. Страшно вспомнить. 
ИНЖЭК - не обсуждался. Просто туда мы девять месяцев отходили на подкурсы. Не ходить на подкурсы в девяностом было неприлично. А почему мы ходили на подкурсы именно в инженерно-экономический я, честно говоря, уже не помню. Могу предположить, что там они (подкурсы) были дешевле, а может, туда ходил Виткин парень?.. 
А ХИРЭ - потому что… Мы были на каблуках :). 
В ТОТ САМЫЙ день - день подачи документов (он же - день “самого главного в жизни выбора”) мы встали рано и оделись модно. На улице пахло сиренью и взрослой жизнью. По-моему, был июнь. 
В очереди на ксерокс (надо было отксерить документы, почему-то в шести экземплярах) у нас с Виткой возникли разногласия по поводу главности выбора. Она считала, что выбор будущего мужа главнее, чем выбор профессии, поэтому женские ВУЗы и факультеты не рассматривались. Витка была на 14 дней старше, и к ее авторитетному мнению пришлось прислушаться. 
В ИНЖЭК мы приехали рано. Дверь с устрашающей табличкой “Приемная комиссия”была еще закрыта, но под ней уже образовалась толпа таких же “модных” и“взрослых”. Каша из желающих осуществить “самый главный выбор”, с томиками ксерокопий под мышками, бурно обсуждала особенности факультетов. Их было штук пятнадцать - выбор усложнялся. 
Решили поступить мудро и заодно деликатно. Пропустили всех страждущих вперед и еще несколько минут подождали в сторонке. Приемная комиссия оказалась огромным кабинетом со множеством столов, каждый из которых представлял отдельный факультет. Мы выбрали самый свободный столик, на котором стояла странная, никем не оцененная табличка “АСУ”. Имя Алсу тогда еще было неизвестным, поэтому ассоциаций аббревиатура не вызывала. Никаких :). Витка протянула документы: 
— Здравствуйте, мы очень хотим у вас учиться! 
Эту фразу в совокупности с улыбкой Витка два дня репетировала перед зеркалом,  придавало ей особой, неповторимой фальшивости. 
— Да?! - удивлялась женщина в толстых очках. - А знаете ли Вы, какую профессию Вы получите на нашем факультете? 
Пауза. “Родители, я выбрала! На “А” начинается, на “У” заканчивается”, -подумала я. И сказала: 
— Конечно, знаем! Самую со временную, актуальную и нужную профессию! 
Тетка расплылась в улыбке и приняла документы. Выбор сделан! На листочках, прибитых кнопками к дерматиновым дверям, мы изучали расшифровку собственного будущего. “Автоматизированные Системы Управления” - самое чарующее словосочетание в моей жизни. До сих пор :). 
Процедура “главного в жизни выбора” заняла несколько часов, непривыкшие к шпилькам ноги начали болеть и пухнуть. С оставшейся пачкой ксерокопий мы пошли выбирать запасной “самый главный”. Принцип отбора сузился до географического. В пределах пешеходной досягаемости был только ХИРЭ. 
Очень порадовало гендерное неравенство. Однополых представительниц в коридорах ВУЗа было раз в семь меньше, чем в предыдущем. Факультет выбрали, не мудрствуя, по тому же принципу “свободного столика”. К стыду своему, воспроизвести его(факультета) длинное название я сегодня уже не смогу, не вспомню. Помню только, что документы у нас принимал пожилой мужчина. Всячески нахваливал наш правильный выбор и крайне уважительно улыбался. 
Первый экзамен был в ИНЖЭКе. Математика. Школьную математику я знала неплохо, более того, предмет любила и поэтому не готовилась в принципе. На всякий случай мы забили места рядом с круглыми отличницами, которые на подкурсах вели конспект тремя (!) ручками - синей, красной и зеленой. Но их помощь не понадобилась. Мне досталось уравнение всего с одним неизвестным; пара несложных интегралов и задачка типа - из пункта “А” в пункт “У”. Я успела решить свой вариант, Виткин и проверить еще пару соседских. Мы получили по “четверке”,“отлично” почему-то не ставили никому, и довольные пошли хвастаться родителям. 
Подготовка к следующему экзамену - диктанту по украинскому языку - заняла ровно одно предложение. 
— Запомни! - учила меня Витка. - Как слышишь, так и пишешь! И ВСЕ. 
Я доверяла подруге, тем более что она имела в табеле “5” з рідної мови, а я в этой графе имела запись “не вивчала”. Пунктуацию Витка обещала наводить пожирнее, чтобы мне сзади было лучше видно, а вся украинская грамматика укладывалась в единственное вышеупомянутое правило. 
Писали мы “фрагмент одного из великих произведений великого Кобзаря”. В общем, что-то из Шевченко. Я неукоснительно следовала “единственному правилу”. Но толи правило поняла слишком буквально, то ли со слухом у меня были проблемы, толи со зрением… 
В общем, после оглашения результатов, то есть позорного их вывешивания на стенах ВУЗовского коридора, Виткино оскорбленное достоинство потребовало сатисфакции! В смысле апелляции. 
Какой ручкой, синей или красной, был написан мой диктант, было не понятно. Оригинал произведения я потом отыскала. Вот только одно предложение: 
“Тільки де-не-де стоять край нього корчми з величезними стодолами та глибокимикриницями, що викопано їх, властиво, для московських фурщиків, бо наші чумакиніколи не спиняються в корчмах; а вздовж шляху часто трапляються земляні, порослі пирієм, різні на вигляд шанці - то більші, то менші”. 
В моем варианте предлог “де-не-де” был написан в строгом соответствии“единственному правилу” - “ДЭ НЭ ДЭ”. А смысловую нагрузку словосочетания “з величезними стодолами” я изменила самым кощунственным образом. В результате у меня получились ВЕЛИЧЕЗНІ СТО ДОЛЛИ, что экзаменаторы сочли за непристойный намек на иностранную валюту. Шутка :). 
Мы получили двойки! Обе. Мечта освоить таинство Управления Автоматизированными Системами растворилась в горьких слезах поражения. Плакали. Правда! Навзрыд. От обиды. От несправедливости судьбы и неудачного расположения звезд. Спасибо, звезды! Как я вам сейчас благодарна :). 
Они же, звезды, расположились неудачно и по отношению к ХИРЭ. По украинскому языку там был не диктант, а СОЧИНЕНИЕ! Я решила даже не ходить. Не позориться. 
Третьим “самым главным выбором” стал выбор по принципу “зона без языка”. В педагогическом мне попался факультет с понятным названием, к тому же экспериментальный – там все сдавали только один экзамен - биологию. За две недели я перечитала весь школьный курс. Кстати, всего четыре тоненькие книжки - ботаника, зоология, общая биология и анатомия. Мне очень понравилось :). Я легко поступила и провела прекрасные пять лет жизни. 
Только на третьем курсе мы стали взрослее и начали понимать, что выбор высшего учебного заведения и будущая профессия - это необязательно одно и то же. И если поступил в педагогический - это еще не значит, что нужно состариться и умереть училкой кацапетовского УВК. 
Витка в результате не поступила никуда. Сейчас она - Виктория Владимировна -очень ценный работник очень крупной корпорации. 
Я до сих пор пишу с ошибками, за что редактор (кстати, биофизик по специальности) меня тихо ненавидит :). А моя шестилетняя дочь хочет стать губернатором. 
P.S. На “фы” начинается на “и” кончается… 
— Ну что же вы, родители, такие не догадостливые?! Ф циркИ я хочу работать!!! 
P.Р.S. Детская мечта, можно сказать, осуществилась. Бугага.