Web Analytics

Лина Костенко в Харькове. Послевкусие

Submitted by Наталья Стативко on ср, 02/09/2011 - 16:19
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} «Всяк был молодой, да не всяк старый» Михаил Щербаков, Песенка о молодости

До книги

Говорят, что большой тираж для украинской книги сегодня – 2-3 тысячи экземпляров, это почти бестселлер. За первый месяц разошлось 45 тысяч «Записок украинского самашедшего», ожидается четвертый тираж и книгу в магазинах не достать.

Вокруг книги

Говорят, что главный герой книги – персонаж, далекий от жизни. Очень может быть. Скажите, когда в последний раз ваш знакомый задушил из ревности свою жену? А подруга бросилась под поезд? А сосед-инвалид утопил собаку?.. А есть еще Томас Харрис, он написал «Молчание ягнят», если вы понимаете, о чем я…

Говорят, что мужчины такими не бывают. И компьютерщики такими не бывают. И ученые не такие. Соглашусь – мужчины такими не бывают. Такого придумала женщина. Потому что каждая женщина очень хотела бы, чтобы ее мужчина так ее любил, был так внимателен и так искренне хотел ее понять и почувствовать. Может быть, Лиина Костенко его придумала. Но очень хочется верить, что они таки встречаются. Очень редко. Но встречаются. Правда-правдаJ.

Зато сколько их – отчаявшихся, опустивших руки, жалеющих себя, переложивших все заботы на женщину. Страдающих и потому не имеющих больше времени и сил ни на что: ни на работу, ни на семью, ни на себя… «Я могу, потому что не можешь ты!», -- бросает Она Ему в лицо. И это правда. Женщина может, когда уже не может мужчина. Это больно и страшно. Это ломает саму сущность женщины. Не верьте, что она сильная и выносливая. Не верьте, что она легче приспосабливается и адаптируется. Не верьте, что ей легче менять профессию, работу, дом или страну. Не верьте. Ей это также невыносимо, как и мужчине. Но она может, потому что не может он.

А то, что он мало чего говорит о компьютерных технологиях, о своей научной деятельности и даже совсем не называет тему своей диссертации – так то Бог с ним! Это все второй план. Это форма, прием, сосуд -- герои. Которые нужны художнику, что поделиться собой и своим: мыслями, сомнениями…

Которые и есть план первый.

Книга

Моя подруга сказала, что это очень горькая книга.

Мой коллега сказал, что эту книгу можно читать только по ночам, когда никто, совсем никто не мешает, чтобы быть с ней наедине.

Мой начальник сказал, что в этой книге очень легкий язык и очень трудные мысли.

Мой приятель сказал, что книга очень грустная, но очень смешная.

Моя хорошая знакомая сказала, что плакала в конце.

Моя мама сказала, что в этой книге сформулированы как раз ее мысли.

Мой сын сказал, что у автора этой книги удивительно детский и простой взгляд на вещи, которые от этого тоже становятся простыми и ясными. И от этого становится обидно и больно за себя и свою страну.

Мои встречи с разными людьми в последнее время начинаются с вопроса, прочитали ли они книгу Лины Костенко. Не все читали. Не все собираются. Никого, кто бы о ней не слышал.

Не всем нравится. Но все, кто читал – имеют мнение, отношение и эмоции. Это не мало.

Две трети моих собеседников – люди русскоязычные. «Записки украинского самашедшего» написаны на украинском языке. Это не мешает.

Стихи

До книги у меня были ее стихи. У меня, русскоязычной, с большим трудом читающей на украинском, и из уважения к нему – не говорящей на украинском, были ее украинские стихи. К стыду своему, я очень плохо знаю украинскую поэзию. Но в моей жизни уже много лет есть Ахматова, Пастернак и Бродский. И бессонные студенческие ночи над Цветаевой. И Мандельштам. И очень много других. У меня в жизни всегда были стихи. Потом у меня появилась Лина Костенко. Теперь у меня есть стихи Лиины Костенко. Прямо так, как есть – вместе с украинским языком. Оказалось, что стихам достаточно быть хорошими. А язык легко доучивается. Прямо по хорошим стихам.

Потом, столкнувшись с некоторыми вполне убогими переводами на русский, я радовалась, что впервые услышала их в настоящем виде. Иначе, шансов у них почти не было бы. Или у меняJ.

До Лины

Один мой хороший знакомый сказал, что стоя в огромной взволнованной толпе перед входом в Оперный театр, сказал себе, что даже если он не сможет попасть на встречу с Лииной Костенко, он уже будет благодарен ей за то, что узнал, сколько в Харькове прекрасных, интеллигентных, красивых людей.

Около восьми тысяч пришло к ХАТОБу 7 февраля. Не на партийный съезд по разнарядке. Не на концерт эстрадной поп-дивы. На поговорить с писателем о жизни.

Лина

Она вышла на сцену с явным предубеждением к Харькову. Она начала с явно заготовленных фраз. Она явно удивилась живой реакции зала. У нее явно был заготовлен запасной вариант – исполнительница песен на ее стихи, казацкий ансамбль, в конце концов – вполне адаптированный к публичным выступлениям ведущий… Она могла уже через 10 минут спрятаться за ними и отсидеться в ожидании афтограф-сессии.

Но она простояла у микрофона два часа. Она говорила и ее слышали.

Когда она сказала: мы вместе, мы – настоящая оппозиция и нас нельзя победить, зал ей поверил. Может быть, впервые за много-много лет. Или зал поверил в себя?

Когда, отвечая на вопрос, как нам получить хорошую власть, она сказала, что рецепт очень прост: кого выбрали, тем и пользуйтесь, а зал взорвался овацией и смехом, я почувствовала гордость за свой город. Мой Харьков этим смехом побеждал разочарование, неверие, опустошенность последних выборов. Мой прекрасный, гордый, вольный, красивый Харьков поднял голову и вздохнул свободно. Мой Харьков уже не будет прежним. Мудрая и свободная Женщина Лина Костенко очень простыми и негромкими словами вернула моему городу чувство собственного достоинства.

Когда, уже совсем в конце встречи, притушили свет рампы, Лина Костенко вдруг увидела зал – огромную чашу нашего большого оперного, полную людей, глаз, улыбок. Было видно, как она удивилась. Я надеюсь, что в этот момент она поверила в Харьков, как Харьков поверил ей.

Лине Костенко скоро исполнится 81 год. У нее все есть – книги, читатели, совесть и планы на будущее. Ей веришь, потому что она никуда не зовет и ни к чему не призывает. Но чтобы встать с колен, ей надо на них опуститься. И это – заразно.

Она молчала 20 лет. Но когда она сказала, ее услышали.

После встречи осталось главное – послевкусие. Как после очень хорошего вина. Послевкусие силы, чести, моральной чистоты и молодости. Поэтому я взяла эпиграф из Щербакова: «Всяк был молодой, да не всяк старый». Это такое признание в любви Лине Костенко. И благодарности за тайное знание: «Моє кредо: «А ти, Марку, грай». Так казала моя бабуся».

Спасибо Вам, Лиина Васильевна.

 Р.S. Я не буду пересказывать встречу, ее наверняка не раз покажут по телевизору. Кто не попал – посмотрите. Может быть, вы не согласитесь с моими впечатлениями. Это тоже хорошо. Последнее дело, когда все согласны:).