Web Analytics

ДТП. Порядок действий

Есть категория ЧП — и дорожные аварии из их числа, — которые с каждым конкретным человеком случаются довольно редко. И слава богу, с одной стороны. Но с другой, когда это «редко» наступает, собственный набор набитых шишек обычно уже забыт или его не существовало.  

«МедиаПорт», обобщив личный опыт, собрал для читателей алгоритм действий первой необходимости при ДТП.  

На месте происшествия

• Пострадавшие — первым делом: в своей и чужой машине. Необходимая помощь, скорая и так далее. Кажется само собой разумеющимся, но это сейчас, у экрана компьютера. В момент стресса даже о своих пассажирах не сразу подумаешь.

• Страховая компания. Зарегистрируют звонок и расскажут, какая информация им необходима для выплат. Возможно, будут нужны анкетные данные второй стороны или, например, название страховой компании. Узнать эту информацию после того, как вы разъедетесь, будет гораздо сложнее. 

• ГАИ. Вызвать.

• В идеале — позвонить адвокату. Если кто-нибудь из ваших знакомых упоминал хорошего адвоката по ДТП, не поленитесь записать его телефон, а лучше встретиться и познакомиться с ним без всякого повода. Только для того, чтобы заручиться его обещанием приехать, если вам понадобится его помощь. Хороший адвокат выезжает к клиенту в любое время.

• Позвонить другу — вместо адвоката или одновременно с адвокатом. Попросить взять с собой: фотоаппарат, фонарик, рулетку, тёплые вещи. «Оформление» ДТП занимает много времени, и большую его часть вам придётся провести на улице. Кроме того, нужны деньги (для авто-SOS) и валерьянка или любое другое успокоительное (трезво оценивать свои действия на месте ДТП — ОЧЕНЬ ВАЖНО).

До приезда ГАИ

• Искать свидетелей происшествия. Это может делать друг и/или адвокат. Просить телефон, а в идеале уговорить дождаться ГАИ и дать показания. Также важно, чтобы свидетель мог подтвердить, кто присутствовал на месте в момент происшествия, а кто подоспел позже. Ваш «коллега» по ДТП может оперативно пригласить «свидетелей» из числа знакомых или родственников, готовых говорить в суде то, что требуется.  

• Фотографировать место аварии со всех сторон.

• Осмотреть близлежащие здания на предмет камер наружного наблюдения (магазины, банки, АЗС). В идеале: обойти их все и получить если не видео, то контакты ответственного за возможность его скопировать.

После приезда ГАИ

• Есть вариант не писать объяснение на месте, сославшись на плохое самочувствие. То есть в объяснении так и пишете: напишу об обстоятельствах ДТП завтра в ГАИ, поскольку плохо соображаю после аварии. Может пригодиться, если ваш адвокат не смог приехать на место ДТП, — объяснение всё-таки лучше писать после консультации с профи.

• Не расставаться в госавтоинспектором в процессе замеров для составления схемы ДТП.

• Сделать перечень и сфотографировать ВСЕ документы, которые составлены на месте происшествия (протокол осмотра места происшествия, схема ДТП, документ, описывающий повреждения авто, и т.д.).

• Добровольный тест на алкоголь. О необходимости этого шага есть разные мнения. Превентивно полученный документ теоретически страхует от возможных претензий второй стороны. Однако анализ крови должен быть сделан в течение двух часов, а это не всегда возможно — оформление ДТП занимает много времени. Юрист Харьковского автоклуба Денис Журавель советует договориться со второй стороной о соответствующей записи в объяснении и протоколе. Что-то вроде «водитель второго автомобиля, участвовавшего в ДТП, трезв».  

• Вызвать авто-SOS, предварительно выяснив у госавтоинспектора, сколько времени ему необходимо для того, чтобы закончить «оформление» ДТП. Согласно Закону об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, так называемая, «автогражданка» (ОСАГО) покрывает, в том числе, и расходы на эвакуатор (статья 29). Однако, на практике, страховая компания может потребовать доказательств, что ваш автомобиль после ДТП не мог ехать сам. Адекватным доказательством является специальная экспертиза, которая стоит недёшево. 

Страховка КАСКО также может предполагать компенсацию расходов на авто-SOS, но только в том случае, если это прописано в договоре.

В любом случае, ваша первоначальная задача — не забыть попросить у водителя эвакуатора чек. Есть ещё один нюанс: в некоторых случаях страховые компании требуют ещё и копию лицензии компании-перевозчика. Денис Журавель объясняет, что это незаконно. Лицензия выдаётся только на перевозку грузов, а услуги авто-SOS — это обычная буксировка. Согласно Правилам дорожного движения, буксировка может быть не только на гибкой или жёсткой сцепке, а и с частичной или полной погрузкой.

ВАЖНО! Несмотря на стресс и, возможно, очевидную неправоту второй стороны, ни в коем случае не разговаривать со вторым участником ДТП на повышенных тонах, используя ненормативную лексику и другие оскорбления. 

В ответ на встречные выпады, нужно скрепя сердце (помните — валерьянка) отвечать максимально нейтрально: «давайте дождёмся документов ГАИ», «сейчас госавтоинспекторы работают, скоро всё выяснится».

ДТП — это серьёзный шок даже для опытного водителя. Возможно, позже вам придётся пожалеть о том, что вы наговорили «на нервах», либо второй стороне сложнее будет пойти на компромисс после того, как вы нагрубили друг другу. 

Покинув место ДТП

В тот же день или на следующий, но как можно раньше, посетить врача. Даже если вы явно не пострадали. Любое серьёзное столкновение, если повреждения у авто больше, чем царапина, — это как минимум синяк от ремня безопасности и «съехавшие» позвонки. ЛЮБАЯ справка от врача может пригодиться при разбирательстве.  

P.S. Памятку можно возить с собой в машине. Если держать её в авто вам не нравится, отдайте другу или родным, которым вы сможете позвонить в любое время.

P.P.S. Пустая дорога, «километровый» водительский стаж, самая безопасная в мире машина — не отменяют главного правила: нет ничего важнее на дороге, чем внимание. 

Теги: