Бесперспективная перспектива нынешней власти

     Власть всегда играет мускулами – явно или не явно. Это заложено в самой ее природе. Когда Янукович и его партия находились в оппозиции, существовала мифологема «отсутствия сильной руки», согласно которой слабые «оранжевые» управленцы ввергли страну в череду кризисов...

     ...Естественно, «слабакам» противопоставлялась «сильная команда профессионалов». С приходом этой команды к государственному рулю, игра мускулами стала вопиюще явной. Все успешные тактические шаги нового президента по сути можно охарактеризовать как элементарную концентрацию власти в одних руках. В конце концов, на фоне выстроенной абсолютно управляемой вертикали, в стране началось тотальное принуждение. Вопрос только, к чему?

     Ортега-и-Гассет писал: «Власть - это гнет. Но не только. Будь она только гнетом, все свелось бы к насилию, голому принуждению». Далее мыслитель пояснял, что у этого принуждения есть две стороны: «принуждается кто-то, но принуждается к чему-то. И то, к чему он принуждается, – это, в конечном счете, участие в замысле, в великом историческом предназначении». Так в каком замысле принуждает участвовать страну нынешний президент и его окружение?

     Во время встречи с Владимиром Путиным «глобальный» замысел Януковича был уничтожающе емко сформулирован во фразе, приписываемой самому гаранту: «Россия – ваш бизнес, а Украина - мой». Эта фраза полностью объясняет поведение нынешней украинской власти. Иными словами никакого исторического, социально значимого, т.е. общего замысла для развития страны у Партии регионов и их лидера попросту нет. Украина для них – всего лишь бизнес, целью которого является извлечение прибыли для очень ограниченного числа своих людей. И этот «бизнес» далеко не социально ответственный, их «бизнес» - это «потогонка» для страны. И в этом власть логична до крайности.

     Следуя этой логике, силовые органы и суды превращаются в опричные команды для борьбы: а) за активы, пока еще не принадлежащие провластному окружению, б) против оппозиционных политиков, вокруг которых наиболее вероятна консолидация растущего недовольного властью электората.

     Именно в контексте этой логики сворачивается свобода слова в стране – иначе любые заявления власти о «покращенні» потонут в фактах реального положения дел в стране.

     Именно по этой логике проводятся «реформы», цель которых получить очередной транш МВФ, а результат этого «реформирования» - снижение соцстандартов.

     Нынешняя власть даже не удосуживается прикрыть свой «бизнесовый» подход к управлению странной хоть какой-то идеологической программой. И Янукович, и правительство Азарова, и депутатский корпус ПР находятся вне какой бы то ни было идеологии. Следовательно, у власти нет ни курса, ни «дорожной карты», ни даже мало-мальски среднесрочного плана, имеющего отношение к управлению страной как государством, а не как бизнес-корпорацией, действующей наполовину «в черную». Неолиберальный курс, навязываемый МВФ, тоже не может быть использован в нынешней социально-политической ситуации, поскольку ни Янукович, ни аффилированные с ним лица не заинтересованы в рыночной конкуренции. Неолиберальный курс, с его догматом ценностей рынка, попросту не годится для клептократии.

     А в это время на западном фронте без перемен. Впрочем, как и на восточном. В глобализированном мире построить диктатуру в отдельно взятом государстве без санкции «старших товарищей» крайне проблематично. Тем более, если это государство находится в центре Европы. Провал в авторитаризм исключает Украину из европейской семьи государств. Компромисс, в основе которого экономическая выгода, не является таким уж выгодным для европейцев по той простой причине, что сотрудничество с Януковичем-диктатором резко снижает легитимность представителей власти европейских государств. И там это прекрасно понимают. Этого не понимают у нас. Ни Янукович, ни около него, не признаются себе в том, что сотрудничество с Европой – это пакет, где либерально-демократические ценности – не факультатив, а обязательная программа. Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский достаточно внятно артикулировал позицию ЕС: «если кто-то себе представляет, что можно иметь привилегии свободной торговли с ЕС, не уважая европейских ценностей, то ошибается».

     На российском направлении ситуация еще хуже, поскольку в дело вмешались иррациональные психологические факторы, игнорирование которых привело к грубейшим дипломатическим ошибкам со стороны Януковича. В результате цена вопроса положительного решения для украинской стороны выросла до непреодолимого барьера.

     Все вышеперечисленное создает крайне неблагоприятную ситуацию для нынешней власти. «Бизнесовый» подход к управлению страной, неспособность решить социально-политические проблемы и внешняя изоляция – все это может привести к риску роста конфликтности внутри самой власти. Почему? Начнем с конца.

     Изоляция означает резкое уменьшение ресурсов, которые можно «распилить». Соответственно число желающих осталось прежним, а средств меньше. Следовательно, кого-то нужно исключить. Социально-политические проблемы опять-таки связаны с недостаточным финансированием. Проект бюджета 2012 вызывает крайнее недовольство местного самоуправления, что естественно раскалывает власть. И все это происходит в контексте «бизнесового» использования своих полномочий. Т.е. консолидирующей идеи, ради которой представители власти готовы затянуть пояса и перетерпеть грядущий кризис – нет. Поэтому нынешней власти придется «играть мускулами» не только для устрашения оппозиции, но и для запугивания собственных недовольных. Этот сценарий наиболее вероятен, хотя и бесперспективен для власти.

Андрей Лукашев, директор ИРП

оригинал статьи

Якщо Ви виявили помилку у тексті — виділіть її курсором та натисніть "Ctrl + Enter". Дякуємо Вам за уважність та ввічливість.
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.