Учебные пособия: не разрешено — не отказано

Украинские издательства потеряли связь с Министерством образования. Уже много месяцев они ждут получения грифа «Одобрено МОН», без которого не могут начать печать учебных пособий для школьников.

«Дисконнект» с Министерством образования в лице одной из его структур — Института инновационных технологий и содержания образования — объединил конкурентов: харьковское издательство «Ранок» и тернопольское «Учебная книга — Богдан». Позже к решению проблемы присоединились и другие издательства, а также Ассоциация книгоиздателей Украины, но ответ на вопрос, почему процедура получения грифа «Одобрено МОН» затянулась до бесконечности, не смогла получить и она. При этом до начала учебного года осталось меньше двух месяцев, а подготовленные издательствами пособия ещё нужно напечатать и развести по регионам.

Правила

Схема получения грифа, который даёт право использовать в школе учебные пособия — прописи, контурные карты, лабораторные тетради, — примерно следующая.

Издательство присылает рукопись пособия с сопроводительным письмом в Институт инновационных технологий и содержания образования. Дальше рукопись попадает к методисту, который отвечает за конкретный учебный предмет. Методист отдаёт рукопись двум экспертам, которые после прочтения и анализа учебного пособия пишут экспертные выводы.

После этого собирается специальная комиссия. Именно она на заседании решает — давать или не давать гриф «Одобрено МОН» каждой конкретной рукописи. Дальше — дело техники: если комиссия рукопись одобрила, методист Института берёт экспертные выводы, протокол заседания комиссии и готовит письмо в издательство. Письмо подписывает директор Института. Только этот окончательный документ может быть основанием для того, чтобы писать на книге «Одобрено МОН».

Как вариант — комиссия может отправить рукопись в издательство на доработку или отказать в присвоении грифа, если предложенное учебное пособие вообще не соответствует требованиям.

Жизнь

Харьковское издательство «Ранок» сегодня ждёт ответа Института относительно 56 учебных пособий. Часть из них была отправлена на присвоение грифа МОН ещё в декабре, другие позже, но, как утверждает директор издательства Виктор Круглов, сроки ответа Институт уже нарушил по всем изданиям.

Виктор Круглов

У тернопольского издания «Учебная книга — Богдан» «зависли» около десятка пособий.

И «Ранок», и «Богдан» специализируются на учебной литературе, поэтому поначалу задержки с ответом из Института инновационных технологий и качества образования руководителей издательств не слишком удивили.

Виктор Круглов, директор издательства «Ранок»: «Задержки — с одной стороны — это обычное дело, с другой стороны — это правильно, потому что всё-таки это очень большая ответственность, когда книга в школу идёт. Но никогда такого не было, когда все эксперты положительно отвечают, одобряют рукопись, мы уже готовы издавать, но финальный документ, который, собственно, формальность, просто подпись поставить, мы не можем получить».

Богдан Будный

Богдан Будный, директор издательства «Учебная книга — Богдан»: «С таким целенаправленным торможением мы раньше не сталкивались, хотя понятно, что эта система всегда была специфической и не очень прозрачной».

Виктор Круглов, директор издательства «Ранок»: «Раньше процесс был сложным, но мы понимали, в чём причина, допустим, требовалось что-то доработать, а сейчас, по сути, задержка не в том, что это связано с процессом экспертизы, а задержка в том, что просто не выдают окончательный документ, хотя одобрение предметной комиссии, которая рассматривала рукопись, одобрение экспертов получено».

То, что комиссии уже заседали и приняли решение одобрить издания «Ранка» и выдать им соответствующий гриф МОН, в издательстве знают, но доказать не могут.

Елена Кирюхина, замдиректора издательства «Ранок» по учебно-методической литературе: «Некоторые письма-отписки они написали. Например: «Экспертные выводы были переданы в издательство, копия протокола прилагается». Я открываю письмо, а копии протокола нет. Но доказать я ничего не могу, скажут — выбросили».

Внушительная пачка информационных запросов, которые издательство отправляло, ссылаясь на Закон «О доступе к публичной информации», по каждому учебному пособию отдельно — также оказалась практически бесполезной.

На десятки запросов (по закону отвечать на них положено в течение пяти дней либо 20-ти дней, но с промежуточным сообщением через те же 5 дней, что для подготовки ответа потребуется больше времени) — всего несколько ответных писем с любопытным, но малоинформативным содержанием.

Вот, к примеру, ответ Института о судьбе учебного пособия по геометрии, предлагаемого «Ранком».

К этому ответу копию протокола заседания комиссии приложить не забыли. Она свидетельствует, что комиссия, собравшись 30 декабря 2011 года, приняла решение одобрить одно из учебных пособий «Ранка».

И далее сообщается: «Письмо об одобрении находится на визировании». Ответ на запрос датирован 6 июня 2012 года. То есть для того, чтобы официально оформить уже принятое решение комиссии об одобрении учебного пособия, МОН и Институту не хватило пяти с лишним месяцев.

Официальный ответ и взаимные обвинения

Попытка «МедиаПорта» установить связь с Институтом инновационных технологий и содержания образования была более успешной с точки зрения скорости ответа, но потерпела почти полное поражение в содержательной части.

Обстоятельный ответ удалось получить лишь на вопрос о процедуре и сроках получения учебными пособиями грифов «одобрено МОН».

В ответе на информационный запрос «МедиаПорта», подписанном директором Института Александром Удодом, сообщается, что после того, как комиссия принимает решение одобрить учебное пособие, «глава комиссии в недельный срок возвращает в Институт рассмотренные материалы вместе с выпиской из протокола заседания комиссии».

«Обобщённые материалы и пакет необходимых документов относительно предоставления грифа МОН не позднее 14 рабочих дней передаются Институтом в Министерство образования и науки, молодёжи и спорта для утверждения соответствующего решения», — добавляет автор письма.

Возвращаясь к истории пособия по геометрии издательства «Ранок», которое больше пяти месяцев проходит путь от комиссии до «визирования», выводы можно сделать разные: то ли Институт в ответе на запрос таким образом признался, что нарушил все сроки, то ли переложил всю ответственность на министерство.

Необходимость строить догадки связана с традицией чиновников игнорировать отправленные им вопросы и отвечать на информационные запросы, что называется, от вольного.

Так были проигнорированы прямые вопросы: с чем связана задержка предоставления грифов МОН учебным пособиям издательства «Ранок» и «Учебная книга — Богдан», заседания комиссии по рассмотрению которых уже состоялись.

Зато авторы ответа на запрос намекнули, что издательства «тоже хороши».

«К сожалению, в 2011 году обнаружены многочисленные факты злоупотреблений издательствами «Феникс», «Ранок», «Учебники и пособия», «Торгсин», «Мальва-ОСО», «Колофон», «Просвита», «Весна», «Литера ЛТД», «Астон» и другими, которые используют гриф МОН как рекламный ход: на титульных страницах учебных изданий публикуют надписи, которые водят в заблуждение учителей и родителей. Например: «Пособие подготовлено в соответствии с учебной программой, утверждённой МОН Украины», «Пособие разработано для учебника, который утверждён (рекомендован) МОН Украины», «Одобрено МОН» (при этом обозначается номер письма Института), «Пособие одобрено предметной комиссией» (но не обозначено, какой именно) и так далее».

«Сожаление» Института повисает в воздухе, поскольку разъяснений, как связана эта информация с задержкой в получении грифов МОН, Институт не даёт.

Издательства, в свою очередь, уверены, что задержка с грифами объясняется желанием вытеснить их с рынка учебной литературы.

Виктор Круглов, директор издательства «Ранок»: «Моя версия — происходит монополизация рынка, для того чтобы угодные издательства могли продвигать свою продукцию без всякой конкуренции. Директор Института раньше работал главным редактором издательства «Генеза». Связь явно прослеживается, учитывая, что «Генеза» получает все грифы без проблем. Я знаю, что сотрудники издательства «Генеза» уже обзванивают книжные магазины и говорят: «Вот в «Ранке» не будет грифов, берите всю продукцию у нас».

Богдан Будный, директор издательства «Учебная книга — Богдан»: К чему ведёт монополизация, мы знаем. Это выгодно чиновникам, тем, кто имеет возможность так строить процесс, но это невыгодно школе однозначно. Потому что это обедняет детей».

Потребительское

Среди «зависших» учебных пособий — памятные каждому, кто был первоклассником, прописи.

Вот скан разворота Информационного сборника Министерства образования и науки за 2011 год.

Галочками отмечены прописи, которые получили гриф МОН на 2011/2012 учебный год. В предпоследней колонке — издательства, которые эти прописи подготовили, их больше десятка.

Это выбор, который в прошлом учебном году имели учителя, а также родители, которым педагоги сообщали, какую пропись нужно купить.

Учебный год 2012/2013 обещает быть для первоклассников не столь разнообразным.

По крайней мере на вопрос, сколько издательств в Украине получили на сегодня гриф МОН для прописей, Институт «МедиаПорту» не ответил. Но начальная школа в пространном письме из Института всё же упоминается.

«В 2011 году Министерством образования и науки утверждены новые программы (Приказ МОН от 12.09.2011 г. №1050), составленные в соответствии с Государственным стандартом начального общего образования, утверждённого Постановлением Кабинета Министров от 20 апреля 2011 года №462 «Об утверждении Государственного стандарта начального общего образования».

В связи с этим происходит обновление учебно-методической литературы для начальной школы.

В 2011 году проведён Всеукраинский конкурс рукописей учебников для учеников 1-4 классов общеобразовательных учебных заведений, особенностью которого было то, что оценивались не только рукописи учебников, но и авторские концепции.

Учебная литература для начальной школы общеобразовательных учебных заведений должна быть разработана в соответствии с концепциями учебников-победителей Всеукраинского конкурса рукописей учебников для учеников общеобразовательных учебных заведений. Приоритет в создании учебно-методических комплектов имеют авторы-победители конкурса».

Слово «приоритет» здесь выглядит весьма странным. Поскольку в Порядке предоставления учебным изданиям грифов МОН такой термин не упоминается. Кроме того, повторюсь, речь не об учебниках, а об учебных пособиях — они не печатаются за деньги государства и их может быть много, чтобы преподаватель мог выбрать с учётом особенностей своего класса.

Виктор Круглов, директор издательства «Ранок»: «В прошлом году мы продавали прописи по 15 гривень за две части. В этом году издательство «Генеза» уже анонсировало цену — 25 гривень. Мы бы продавали по 17-18 гривень, подняли бы цену только на коэффициент инфляции».

Потребителю-покупателю чем хорошо? Разбираться в хитросплетении конфликтов и гадать, кто здесь прав, а кто виноват, необязательно. К концу августа родители первоклассников отправятся за прописями, а ученики старших классов за пособиями, и тогда и ассортимент, и цена очевидно и бесспорно продемонстрируют истину.

Другое дело — исправить ситуацию «по факту», обнаружив, к примеру, единственно возможный вариант вместо привычного разнообразия, будет невозможно.

И может случиться, что вовсе не украинские издательства будут самой пострадавшей стороной.

По крайней мере директор «Ранка» утверждает, что его издательство уже осваивает альтернативный рынок сбыта.

Виктор Круглов, директор издательства «Ранок»: «Ранок», конечно, выживет, у нас много заказов от российских издательств, мы для них производим учебную литературу — от контента до печати — и везём туда. Недавно открыли филиал в Казахстане».

Якщо Ви виявили помилку у тексті — виділіть її курсором та натисніть "Ctrl + Enter". Дякуємо Вам за уважність та ввічливість.
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.