Web Analytics

Что украинцу хорошо, то немцу... неплохо

Харьковский фестиваль экологической урбанистики «Аккумулятор» поддержал немецкий культурный центр Goethe-Institut в Украине, который часто выступает инициатором и партнёром культурных проектов по всему миру.

Директор Goethe-Institut в Украине Вера Багалиантц рассказала «МедиаПорту» о том, что интересного обнаружила в «Аккумуляторе» Германия в лице Goethe-Institut, чем отличаются культурные акции в Украине от немецких и почему вообще Goethe-Institut поддерживает мероприятия в сфере культуры на Востоке Европы.

Вера Багалиантц — славист по образованию. Ещё в студенческие годы ездила в Украину, Россию. Работала в Варшаве, создала Goethe-Institut в Минске, сейчас возглавляет Goethe-Institut в Киеве.

Вера, как Goethe-Institut находит проекты, которые его заинтересовывают?

Goethe-Institut во всём мире работает по определённым тематическим направлениям в секторе культуры. В регионах мы уточняем, какие именно темы больше всего волнуют и интересуют людей. Это одна часть. Кроме того, к нам обращаются с собственными проектами. Инициаторы своими силами пытаются что-то организовать, не рассчитывая особо на поддержку со стороны государства. Например, мы сотрудничаем с Одесским кинофестивалем. Мы точно знаем — это важно. И мы решаем, как, в какой форме принять участие, поддержать проект. Я, например, давно работаю над темой «публичное пространство», а именно — как государство использует публичное пространство. Ведь это же наше пространство, которое никому не принадлежит. Кто определяет, что нам строить, какие здания сносить, сколько денег на это потратить? Эта тема крайне важна в европейских странах. Другая очень важная тема — миграция. В странах Восточной Европы у Goethe-Institut есть проект, посвящённый культурному развитию людей, менеджменту в области культуры.

В чём, по-вашему, «фишка» харьковского фестиваля «Аккумулятор»?

Харьковский фестиваль «Аккумулятор» — идейное продолжение киевского проекта «Улица игр — Игры на улице». Он направлен на возрождение Андреевского спуска, который я увидела в свой первый приезд в Киев в 1974 году. Я помню, как он выглядел тогда. Я глубоко уверена, что такой проект — это восстановление идентичности этой чудесной исторической улицы. На протяжении целого года мы разрабатывали концепцию, затем я подала её на конкурс Goethe-Institut и выиграла. В проекте реконструкции Андреевского спуска можно найти буквально все проблемы его трансформации. Мы хотели сказать, что искусство предлагает гораздо более широкие возможности для диалога, чем это могут сделать те же политики. Самое главное, что и в Киеве, и в Харькове мирные акции — мы же мирные люди. Мне кажется, что власти нужно постоянно убеждать в необходимости таких мероприятий. Ведь из опыта мы знаем, что если в обществе существует непонимание между властями и обществом, когда власти не прислушиваются к общественному мнению в культурной политике, это может перерасти в насилие, как у нас в Германии в 60-х. Ведь когда люди сами предлагают какие-то идеи в культурной сфере — это же подарок для государства! Фестиваль «Аккумулятор» — это не просто искусство, не просто рок-концерт, это попытка возрождения замечательного старого здания.

Зачем вообще Германии нужно поддерживать фестивали, подобные «Аккумулятору»?

Мы пригласили в Киев (на фест «Улица игр - Игры на улице» - ред.) японскую писательницу Йоко Тавада, она живёт и в Японии, и в Германии и пишет на японском и немецком языках. Она поняла, что проблемы культуры одинаковы как для Японии, так и для Германии и Украины. Ведь это наша общая философия, общая среда, в которой мы живём независимо от национальной принадлежности. И кто будет заботиться о её сохранении, как не мы сами?

Как Вы считаете, чем отличаются такие фестивали в Германии от украинских?

Люди здесь более непосредственны. Понимаете, в Германии существует много структур, которые поддерживают подобные акции, а здесь люди не надеются на чью-то помощь, они сами хотят что-то делать: фестивали, проекты и т.д. Например, фестиваль экологической урбанистики «Аккумулятор» в Харькове, фестиваль современного искусства «Балаклавская Одиссея», который придумали два человека, немец и украинец, оба режиссёры и драматурги. В Германии мы в своё время завоевали буквально внимание к своим проблемам, здесь же (в Харькове — ред.) мирная акция, и её необходимо поддержать. У нас в Европе теперь такие акции стали уже частью философии и даже бизнесом — сначала это андеграунд, потом, через 2-3 года, это уже становится модным и бизнесом. У вас, кстати, многие из тех, кого называют олигархами, понимают это и устраивают, например, Дни немецкого, французского кино и так далее. И делают они это отлично. Так устанавливается диалог в обществе и развивается культура. А в Украине отличный культурный потенциал, каждый регион имеет свои особенности. Используя эту идентичность, потенциал людей, которые хотят что-то делать, можно создать много интересного!