Web Analytics

Годовщина строительства дороги в Лесопарке. Недомолвки

Её защищали, из-за неё дрались, судились, ей посвящали стихи и песни. А в итоге за неё всё ещё не заплатили и не дали ей имени. Ровно год назад, 20 мая 2010 года, в Лесопарке началась вырубка деревьев — рабочие готовили место для будущей дороги, которая соединила улицы Сумскую и Динамовскую.

Безымянная полоса

Имени собственного у новой дороги за год не появилось. Транспортная магистраль пока значится в плане города под строительным названием «пробивка улицы Новгородской».

Как рассказали в городской Топонимической комиссии, теоретически с появлением новой улицы Управление градостроительства и архитектуры должно подать в комиссию представление относительно её наименования. Однако, говорят в комиссии, транспортная магистраль может без проблем оставаться безымянной достаточно долго. Например, без названия до сих пор отрезок дороги от улицы Шевченко до торгового центра «Караван» — улица Героев Труда официально начинается только от торгового центра. До прошлого года строительное название «пробивка улицы Станковой» носила нынешняя улица Ивана Кожедуба (от проспекта Косиора до бульвара Ивана Каркача и улицы Станковой).

Суд-дорога

Борьба с дорогой в судах не закончилась с окончанием её строительства. Рассмотрение дел, связанных с ней, продолжается как в Украине, так и в Европейском суде по правам человека.

Два суда защитники леса уже проиграли. Так, Дзержинский районный суд не удовлетворил иск активистки Юлии Юдиной о незаконности решения исполкома про вырубку и начало строительства.

Активисты подали в начале марта этого года апелляционную жалобу на решение суда, рассказал «МедиаПорту» правозащитник Евгений Соловьёв, однако никакой реакции из Апелляционного суда пока не последовало. Таким образом, решение суда первой инстанции в силу ещё не вступило.

Кроме иска к горисполкому, активистка Юлия Юдина подавала также иск к областному управлению охраны окружающей среды, согласовавшему строительство. Его рассматривал Окружной административный суд и так же отказал в его удовлетворении. Подтвердил это решение и Апелляционный суд. Но теперь Соловьёв — он по доверенности представлял интересы Юдиной — не может получить решение суда. В канцелярии ему сказали, что решение не отдадут, так как он «не является участником процесса». Так что теперь Соловьёв добивается получения этой бумаги, подав жалобу на действия должностных лиц Апелляционного суда в Окружной административный суд. Почему решение не может получить сама Юдина, Соловьёв не уточнил.

Кроме того, в ходе рассмотрения иска к исполкому активисты обнаружили, что в решении о вырубке деревьев в Лесопарке члены исполкома ссылаются на отменённое решение о выделении земли. Однако представители исполкома заявили, что неверная ссылка — только в копиях документа, а в оригинале всё верно. Объяснили они это технической ошибкой — мол, копировали с проекта решения, не сверившись с оригиналом. Соловьёв же уверен, что речь идёт о служебном подлоге. Материалы по этому поводу были переданы в прокуратуру. Однако, по словам Соловьёва, в прокуратуре приняли объяснения исполкома и — в виду того, что «от этой ошибки никто не пострадал, и преступный умысел отсутствует» — в возбуждении уголовного дела отказали из-за отсутствия оснований.

Также Харьковская городская прокуратура провела проверку всех обстоятельств строительства и не нашла никаких нарушений.

С апелляциями по поводу наказания противников строительства, которые были задержаны милиционерами, активистам повезло ненамного больше. После противостояния в Лесопарке начался целый ряд судов: за неповиновение милиции, требовавшей покинуть территорию строительства, кто-то получил штраф в сумме от 100 до 200 гривень, кто-то — в 450, и только трое были осуждены на 10 и 15 суток административного ареста. Были и оправдательные решения.

Как рассказал правозащитник, адвокат одного из осуждённых Максим Корниенко, маленькие штрафы активисты обжаловать не стали. Штрафы в 450 гривень Апелляционный суд некоторым снял вовсе из-за отсутствия состава преступления, некоторым — снизил до 136. А 15-суточный арест сократил до 9 суток, но не отменил.

Во время противостояния в Лесопарке многие активисты пострадали. Елену Новицкую скорая увезла с травмами, у Любови Мельник пострадала спина, альпиниста Антона Ермоленко сбросили с дерева, двоим строитель опустил на ноги ковш экскаватора, Юрий Кальченко получил сильные удары по голове.

Пострадал и Евгений Соловьёв — 21 мая его избил работник лесного хозяйства Андрей Дронь, а 27 мая он получил сотрясение мозга в драке с неизвестными. По поводу первого эпизода, рассказал Соловьёв, Дзержинский райотдел трижды отказывал в возбуждении уголовного дела, но после вмешательства уполномоченной Верховной Рады по правам человека Нины Карпачёвой городская прокуратура возбудила дело. Однако адвокаты Дроня подали жалобу и через Киевский районный суд добились его закрытия. Подавали ли заявления и иски другие пострадавшие, Соловьёв не знает.

По словам Соловьёва, сейчас на рассмотрении Окружного административного суда находится коллективный иск 15 пострадавших, включая его самого, к сотрудникам Дзержинского райотдела и городского управления милиции, в результате действия или бездействия которых пострадали люди. Подачу иска инициировали адвокаты Харьковской правозащитной группы.

Как рассказал Максим Корниенко, активисты, исчерпав возможности украинской судебной системы, подали два обращения в Европейский суд по правам человека: по поводу арестованных и по поводу строительства дороги. По его словам, по первому делу суд открыл производство. По второму — запросил документы и доказательства, но постановления об открытии производства Корниенко не видел.

Кости

Во время строительства на месте будущей дороги были обнаружены останки людей.

Кости правоохранители забрали на экспертизу, чтобы подтвердить или опровергнуть их «криминальное происхождение».

По словам представителя «Народного союза Германии по уходу за военными могилами» в Восточной Украине Виктора Старченко, вместе с останками были найдены два медальона солдат немецкой армии, и скорее всего, кости, обнаруженные во время строительства, принадлежат немецким солдатам.

Виктор Старченко говорит, что первоначально останки были отправлены в Харьковское областное бюро судебной экспертизы на улице Дмитриевской. Где они сейчас, Старченко неизвестно.

Около двух месяцев назад руководитель восточно-украинского бюро «Народного союза Германии по уходу за военными могилами» Юрген Шульц и Виктор Старченко обратились в прокуратуру Дзержинского района с предложением забрать останки, предположительно принадлежащие немецким солдатам, с тем, чтобы перезахоронить их.

Пока, по словам Старченко, ответа они не получили и собираются в ближайшее время сделать вторую аналогичную попытку.

Долговая дорога

Стоимость новой дороги стала известна не до, не во время строительства и даже не во время открытия.

Цифра - 43 миллиона 358 тысяч 640 гривень — появилась в бюджете на 2011-й год. Оказалось, что городской совет только в 2011-м намерен начать платить за строительство дороги от улицы Сумской до улицы Новгородской в районе улицы Белая Акация.

Интересно, что из 43,3 миллиона в этом году планировалось выплатить 2 миллиона 600 тысяч гривень. Когда город полностью погасит долг? Мэр Геннадий Кернес от ответов на такие вопросы уходит, предлагает сделать запрос.

Геннадий Кернес, Харьковский городской голова: «То, что касается средств, кредитные, заемные, то ли из бюджета, спонсорские, я думаю, что для харьковчан не имеет значение с учётом того, как и когда будет взят кредит. Их интересует, когда и как будет сделана дорога ли в их дворе, то ли пешеходная, по которой они идут на работу, то ли в детский сад, то ли в школу — и, соответственно, та дорога, по которой они ездят… Никогда мы, я думаю, не позволим себе брать кредит, если мы не в состоянии данный кредит оплатить. Потому что никто не собирается делать заложниками никого. В данном случае я думаю, когда берут кредит, оценивают возможность, а сможем ли этот кредит погасить».

На каких условиях подрядчик, фирма «Паркинг +», работал в долг? Бывшее руководство дорожного предприятия теперь руководит Департаментом строительства и дорожного хозяйства Харьковского горсовета (Владимир Чумаков — директор департамента, Игорь Жданюк — его заместитель), а потому отсылает за ответом к мэру.

Реинкарнация деревьев

1006 деревьев от чиновников + 500 от школьников — это компенсация тех сосен, берёз, дубов и клёнов, которые были вырублены во время строительства проезжей части. Официально в Лесопарке срубили 503 дерева. Участники движения в защиту леса «Зелёный фронт» и экологи утверждали: Харьков лишился намного большей части «лёгких».

Вместо срубленных деревьев власти обязались посадить в городе 1006 новых. Проверить на местности «компенсационную высадку» невозможно. Как пояснял директор Департамента коммунального хозяйства Виктор Китанин, деревья будут сажать вразброс — на разных улицах, во дворах.

Восстановить баланс решили и в частной школе «Бойко». Её директор Александр Макагон обещал, что школьники посадят полтысячи деревьев. Но сказать – одно, а получить место и разрешение — совсем другое. «Да, мы собирались, и я помню о своих словах, посадить 500 деревьев. Но пока мы ждали, чтобы нам выделили участок, пока покупали деревья — в итоге посадили только часть. Около сотни, наверное, — рассказал «МедиаПорту» Александр Макагон. — Но мы обязательно закончим и посадим все 500 деревьев».

Место для новой рощицы детям выделили недалеко от новой дороги — в Сокольниках, возле самой школы.