Web Analytics

Одни кричат, другие молчат

В Харькове прошёл марш национал-патриотов: с криками «White Power!» представители организации «Патриот Украины» и футбольные фанаты беспрепятственно прошлись от станции метро «Ботанический сад» до площади Конституции.

Воскресенье, 17 апреля, 18.00. Вокруг выхода станции метро «Ботанический сад» (ближе к гостинице «Мир»), в назначенное организаторами время собралось больше стражей правопорядка, чем самих активистов. Несколько автомобилей ГАИ, машина с «беркутовцами», наряды милиции, группами по 10–15 человек. Возле выхода из метро сначала только молодёжь – самые пунктуальные участники акции.

Спустя полчаса на площадку возле подземки подходят еще люди - уже постарше. У одних – шарфики ФК «Металлист», у других – марлевые повязки, у некоторых на лицах маски с прорезями для глаз, как у спецназа. Молодёжь спокойно курит, общается, ждёт начала мероприятия. Милиция занимается тем же.

К семи часам «подтягиваются» члены организации «Патриот Украины». Они выстраиваются на тротуаре, подымают символику и флаги организации.


За ними идут представители «Социал-националистической ассамблеи». Впереди молодые люди несут плакаты: «С нами Бог! Кто против нас?», «Борись за свою страну!», «А тем временем гайдамаки ножи освятили...».

«Мы собрались для того, чтобы отметить годовщину смерти Максима Чайки, выступаем против мигрантской преступности и индифферентности власти, так званых правоохранительных органов, относительно этой проблемы, которая угрожает накрыть Украину преступностью», – говорит идеолог Харьковской областной общественной организации «Патриоты Украины» Олег Однороженко.

Максим Чайка – лидер патриотической молодёжной организации «Слава и честь» (СиЧ), студент отделения журналистики Одесского национального университета им. Мечникова. Его, по версии соратников, убили представители организации «Антифа» 17 апреля 2009 года. Убийство получило значительную огласку в СМИ, но следствие не дало никаких результатов, виновные до сих пор не найдены.

Колонна начала марш по проспекту Ленина в 19.40. В акции, со слов организаторов, приняла участие тысяча человек (в официальной заявке на проведение марша, поданной организаторами в Харьковский горисполком, указано 100 человек). По обе стороны националистов шли сотрудники милиции; по дороге вдоль колонны тянулись машины автоинспекторов и автобус «Беркута». ГАИ-шники на каждом пересечении улиц перекрывали перпендикулярное движение для машин. Несколько раз активисты зажигали фаеры.

По дороге националисты скандировали:

Зупинимо еміграцію, врятуємо націю!
Одна Раса!!! Одна нація!!! Одна Батьківщина!!! Це – Україна!!!
Революція! Революція!
Всі за всіх – і всі за одного.
White Power!
Емігрант – геть додому!
А ну-ка, давай-ка, уё****й отсюда!
Комуняку на гілляку!
Не забудем, не простим. Чайка Максим.
Біла людина – велика Україна!
Менше міліції – більше порядку.
Зупинимо міграцію – врятуємо націю!

Половина этих высказываний, считают правозащитники, попадает под статью 161 Уголовного кодекса Украины – «Нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности или религиозных убеждений»:

Умисні дії, спрямовані на розпалювання національної, расової чи релігійної ворожнечі та ненависті, на приниження національної честі та гідності, або образа почуттів громадян у зв'язку з їхніми релігійними переконаннями, а також пряме чи непряме обмеження прав або встановлення прямих чи непрямих привілеїв громадян за ознаками раси, кольору шкіри, політичних, релігійних та інших переконань, статі, етнічного та соціального походження, майнового стану, місця проживання, за мовними або іншими ознаками.

Если эти действия совершила организованная группа лиц (официальный организатор марша – «Патриот Украины»), то подозреваемый может лишиться свободы на срок от пяти до восьми лет.

«Это можно молча делать: поднять лозунги или на себе написать – как FEMEN делает: написать на обнажённом теле. Как-нибудь так. По моему мнению, подпадает (речь идет о выкриках – ред.). Я не могу сказать точно, потому что по этой статье очень маленькая практика, она – "спящая" статья. Даже если человека побили, и при этом кричали "не такого цвета кожа", то начинается уголовное дело за хулиганство или за избиение», – разъяснила Людмила Клочко, заведующая общественной приёмной Харьковской правозащитной группы.

Любая организация, которая собирается провести акцию протеста, митинг или пикет на улицах города - должна информировать о своих намерениях местную власть. При подаче заявки на проведение любой акции не нужно перечислять надписи на лозунгах и «кричалки». В Департаменте по взаимодействию с правоохранительными органами Харьковского городского совета корреспонденту «МедиаПорта» сказали, что заявку можно подать в произвольной форме, обязательно указав цель, форму проведения, место, время и дату, а также количество людей и «ответственного за мероприятие». То есть, можно подать заявку, а на месте уже импровизировать.

Если местные власти по какой-либо причине выступают против проведения заявленной акции, самостоятельно запретить её они не могут. В таком случае мэрия имеет право обратиться в суд, который решает – быть или не быть мероприятию.

«Патриот Украины» о проведении марша мэрию информировал. Директор юридического департамента Харьковского городского совета Владимир Коваленко по телефону корреспонденту «МедиаПорта» не захотел объяснить, поднимался ли вопрос о запрете на проведение марша. «Пишите запрос. В установленном законом порядке мы ответим на ваши вопросы», – сказал чиновник. Согласно статье 33 Закона Украины «Об информации», Коваленко может дать ответ в течение 40 дней.

По словам руководителя Центра общественных связей областного управления милиции Ларисы Волковой, акция прошла «без драк». В процессе марша милиционеры задержали только одного участника – 15-летнего подростка, который зажёг «фаер». В Дзержинском РО на задержанного составили протокол об административном нарушении и отпустили домой.

Правозащитники отмечают: во время марша милиция действительно имела право задерживать участников акции только в случае, если бы они затеяли драку или хулиганили. Задача правоохранителей в случае с не запрещённой судом акцией – охранять порядок. Но одновременно, говорят в Харьковской правозащитной группе, милиционеры, если бы усмотрели в лозунгах «нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности или религиозных убеждений», могли передать материалы в прокуратуру, которая и решила бы – возбуждать уголовное дело или нет.

Оперативную видеосъемку марша правоохранители вели. Однако, по словам Ларисы Волковой, никаких материалов по акции в прокуратуру милиция не передавала.

По словам члена Харьковской правозащитной группы Людмилы Клочко, потребовать расследования нарушения прав человека, в том числе и в случаях разжигания вражды, может любой гражданин: написать заявление в прокуратуру, Службу безопасности и милицию.