Web Analytics

Лох в главной роли

Герой новой повести Тараса Антиповича «Лох» – человек редкой профессии. Он кормит рыб в офисных и ресторанных аквариумах. То есть профессия-то эта, возможно, не очень и редкая, только малозаметная. Кто обращает внимание на чистильщиков аквариумов, «кондукторов, реставраторов подушек, уборщиц, приемщиков стеклотары»? Это «маленькие люди», которых никто не замечает. В простонародье для подобного человека есть краткое и емкое определение – «лох».

Бытовое значение слова – наивный и робкий человек, объект мошенничества. Впрочем, это только внешний пласт. «Вся история человеческой цивилизации – это история оптимизации с параллельным усовершенствованием методов обкрадывания ближнего», – рефлексирует главный персонаж повести по имени Рэм. Жизненный маршрут современного человека не сложен: работа-зарплата-магазин-унитаз. Деньги – божество универсальное, они нравятся всем, а «Бог – он у нас для того, чтобы изредка попросить чего-нибудь». Участвовать в этой гонке за благосостоянием – удел «сильных личностей», лох же знает только один выход – отдать все, что требуют: «Просто я больше ничего не умею. Ведь все остальное – это уже конкуренция, а я не способен к конкуренции. Она мне противна. Противна».

Собственно, как и в предыдущей своей книге «Тело и судьба», Антипович устами персонажей формулирует те христианские истины, которые в современном обществе звучат, по меньшей мере, странно – как впрочем, и вся лоховская философия отчуждения от «успешного» мира. А между тем, история украинских лохов насчитывает многовековую историю – одним из них был, к примеру, «великий лох» Григорий Сковорода, призывавший поблагодарить Господа за то, что Он сделал тяжелое ненужным, а нужное – нетяжелым.

Где-то здесь находится тот необъяснимый парадокс, лежащий в основе религиозного кризиса современного общества: если человеку так мало нужно для счастья, то что плохого в парадигме «работа-зарплата-магазин-унитаз»? Ведь это же – как раз и есть то легкое, для которого не надо прикладывать усилий и брать на себя непонятную миссию!

Бог где-то далеко, возможно, Его вообще не существует или Он нас просто не слышит («А вот я – бог для рыб, или нет? – рассуждает Рэм. – Возможно, и бог, только я их языка не знаю. А что, если и наш Бог не знает нашего языка? Тогда все эти наши молитвы – только бестолковое жадное причмокивание, как у рыбы на песке»), а если слышит, то почему бы Ему и не дать нам немножко легкой жизни, ведь мы не делаем ничего слишком плохого!

Очень трудно, практически невозможно объяснить действия главного лоха, отказавшегося участвовать в конкуренции современного Ему мира и отдавшего все на кресте. Практически невозможно объяснить, что того же Он ждет от каждого из нас – не в силу садистских наклонностей, а в силу великой любви. Образы «легкого бремени», личного креста, как впрочем и притча о талантах – для нас сегодня только образы из «сокровищницы мировых символов», хотя ничего актуальней и придумать нельзя: «Может, надо у Бога не имущества просить, а ношу? Такую ношу, чтобы была только твоя. И нести ее по земле, чувствуя тяжесть, чтобы не было этой легкости в ходьбе. Ведь тупо с пустыми руками брести».

Эта идея парадоксальна и чужда человеческой натуре, и Антипович тоже это понимает, поэтому и доносит ее в своей повести с помощью неожиданных голливудских наворотов, способных заинтересовать читателя. Весьма мастерски автор делает сюжет своей повести фантастическим, возводя простого лоха в ранг лоха «сакрального», присваивая ему не манию, но миссию – быть очистителем денег, которые встали на место Бога, на которых кровь и слезы обманутых аутсайдеров. Так сентиментальная повесть превращается в мистический боевик, с проникновениями сквозь стену, молниеносной регенерацией организма и другими чудесами, а главное – финальной дуэлью добра и зла, в которой добро, конечно, побеждает:

- Это тотальная любовь. Ты не понимаешь. Я подарил тебе не почку, а частицу любви. Знаешь, для чего?
- Для чего? – округляет глаза Мурат.
- Чтобы ты сдох, падла.

Что ж, твердая пища, как утверждал в свое время лох, друг лоха апостол Павел – для взрослых: «Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями, но вас снова нужно учить Первым Началам Слова Божия, и для вас нужно «молоко», а не «твердая пища» (Послание к евреям 5:12) – смысл сказанного не исчезает в зависимости от консистенции :).

Антипович Тарас. Лох (сентиментальная повесть). – К.: Мост Паблишинг, 2009.