Web Analytics

Культурный разогрев на уик-энд

Культурная жизнь в Харькове во второй половине марта существенно оживилась, но оживилась как-то своеобразно – вероятно, вследствие авитаминоза, экономического кризиса и затянувшихся холодов. Концерты и презентации проходят, но как-то самоуглубленно, чтобы не сказать депрессивно. Философское настроение и все такое :).

В субботу 21 марта в арт-кафе «Агата» с харьковскими любителями поэзии встречался львовский автор Остап Сливинский – поэт, переводчик и литературовед. Сливинский привез на презентацию новую книгу «Мяч в темноте» и короткометражный фильм Наталии Ильчук по своим текстам «Бестелесные любовники».

Черно-белые кадры фильма в сопровождении заунывного голоса автора нагоняли тоску, также как и многословные верлибры поэта, наполненные философскими размышлениями, водой и часто встречающимся образом загадочного Богуша Золаи. Ведущий вечера Сергей Жадан пытался оживить обстановку шутками и объявил конкурс на лучший вопрос виновнику презентации. Тут-то присутствующие и кинулись помогать себе сами, бомбардируя львовского гостя вопросами о том, есть ли у него жизнерадостные рифмованные стихи и не подарить ли ему собаку.

Сливинский на шутки реагировал и приглашал авторов вопросов за кулисы, обещая там более оживленное общение, но за неимением в «Агате» кулис обещанное так и не состоялось. Главным плюсом встречи было то, что она длилась около часа в довольно бойком режиме – возможно, потому что в кафе было уже запланировано следующее мероприятие :).

А в воскресенье 22 марта другой харьковский клуб «Jazzter» принимал фестиваль «Marten», призванный «в эти пасмурные дни конца марта, когда холодная мокрая грязь лезет в ваши сапоги и там напевает свои грязные мелодии… зажечь огонь в наших печках, домнах и мартенах, чтобы согреть кости и просушить мозги, чтобы растопить сердца и вопреки всему сыграть СВОЮ музыку».

Зажигали огонь три участника фестиваля – местный коллектив «Свитер», полтавский «Freon» и львовский «Dalai Lama», а также ведущий – теперь уже незаменимый для харьковского культурного дискурса Мисько Барбара (в последнее время я как-то вообще не уверена в массовом посещении мероприятий, на афише которых не стоит «знак качества» – имена Жадана или Барбары, которые традиционно «вытягивают» импрезы).

Выступление харьковской группы можно расценивать как своеобразный ответ нашего «поющего свитера» «ихним поющим трусам»: молодые люди в детсадовских костюмах новогодних утренников с легким налетом инопланетности пели о конфетах и Тане, уронившей в речку… свитер. Так идеологи группы понимают протест против мирового засилья здравомыслия, проповедуя концепцию детской гегемонии и декларирую тотальную инфантильность. Основными категориями философской системы группы «Свитер» являются дети, пестни, сладкая вата, слон, орган, ноты, другие слоны, Славик, мир, дружба, радость, колбаса, витамины – список можно продолжать, а жанрами, в которых работает группа, – музыка для интеллектуальных утренников, дошкольный IDM, синти-поп, харьков-гор-электро-транс. В ближайшем будущем харьковчане обещают выпустить дебютный альбом «Хобот» и начать масштабную концертную деятельность.

На концерте их выступление было встречено разнородными эмоциями – от сдержанного скептицизма до нескрываемого детского восторга :).

Две другие группы продемонстрировали принципиально отличный и более привычный творческий метод, который определяют как пост-рок. Полтавский «Фреон» – это не только прозрачный газ без вкуса и запаха, которым заправляют холодильные камеры :). Это аудиовизуальный проект, звуко-видео-излучение которого должно бы производить наркотическое действие на реципиентов. Очевидно, появление такого коллектива в патриархальной Полтаве можно считать культурным событием, хотя лично я от депрессивных кадров и удручающе серьезной музыки «Freon’а» заказала еще бехеровки :).

По чуть-чуть всякого разного представили в своем выступлении фавориты и земляки Миська Барбары – группа «Dalai Lama». Их дебютный альбом «Тhe Sixth turtle» («Шестая черепаха») представляет тринадцать треков, девять из которых – на английском языке. Название символизирует современную, шестую стадию развития человечества – черепаху, на которой стоит нынешний мир, злую, старую и немощную. В отличие от черепахи солист группы был на концерте довольно подвижным и активным. Экспериментальный характер композиций выражался в соединении пост-рока, психодела, трансовых танцевальных ритмов, пацанской кепки и разных полосатых носков солиста. И да – харьковские девушки таки любят гитаристов :).

В общем, желающие разогреться – разогрелись, желающие помедитировать – помедитировали. Несомненной заслугой организатора фестиваля «Marten» Марии Заиченко можно считать то, что она представила харьковской публике молодые становящиеся коллективы, воплотив, опять же, идею «схид и захид разом» :). То же самое касается и встречи с Остапом Сливинским – представителя «интеллектуального» крыла современной украинской поэзии.

Таким образом, прошедший уик-энд желающие могли провести с удовольствием и не без морали – что не лишний раз свидетельствует о том, что Харьков не так уже безнадежен в плане украинской культуры. И дали, как говориться, буде :).