Web Analytics

MediaPost on-line. Василий Кожелянко: мужская логика вещей

Ушедшее лето забрало с собой жизни многих талантливых людей. Среди них – поэт и писатель Василий Кожелянко, известный прежде всего своими романами, которые квалифицируют как «альтернативную историю» – попытку создания украинского фэнтези, где поражения украинцев в реальной действительности компенсируются «виртуальным реваншем» (наиболее известное произведение – «Дефиляда в Москве» (1997)). Одной из последних книг Кожелянко стал сборник новелл «Логика вещей». Центральный образ сборника довольно слабо «прописан» в современной украинской литературе, которая создается в основном женщинами и подростками. Это мужчина :)

Впрочем, не следует рассчитывать, что мужчина из «Логики вещей» – это украинский мачо или благородный дон без страха и упрека. Автор-мужчина пишет о мужчине со знанием дела, как говорится, изнутри. Поэтому персонажей всех пяти новелл независимо от их возраста и рода занятий объединяет что-то общее. Например, они ужасно зациклены на внешности – собственной и особенно других мужчин: «В углу, скромно сложив руки на коленях, сидел моложавый незнакомец. Виктор Колобко внезапно, с горечью для себя, отметил, что незнакомец очень модно и дорого одет – темно-зеленый двухбортовый костюм с блеском, белоснежная рубашка, галстук из тяжелого шелка с размытым, разноцветным рисунком…» и т. д. (с. 99). За старательно выхоленной внешностью, которая на взгляд со стороны может показаться смешной, прячется неуверенность в себе – вплоть до драматического разрыва с действительностью в новелле «Дезертир», главный персонаж которой воображает себя героическим командиром украинских повстанцев, на самом деле проживая скучную, ничем не приметную обывательскую жизнь…

Еще более гротескно выглядит личность упомянутого выше Виктора Колобко (новелла «Нарцисс»). Автор описывает его с вынниченковской иронией как «рассудительного и искреннего» деятеля районного Руха, чьи честолюбивые замыслы стать народным депутатом Украины разбиваются о современную реальность, где царит власть денег моложавых модно и дорого одетых незнакомцев.

Собственно, в каждой своей ипостаси (закомплексованного неудачника или отвергнутого любовника) мужчина из книги Кожелянко – это в первую очередь библейский «человек», который ищет гармонию с собой, миром, Богом и не может найти, потому что его путь лежит в основном через иллюзии. Наиболее знаково эта ситуация раскрывается на примере пана Мыколая (новелла «Вино») – «доктора научного атеизма», который на склоне лет якобы обретает желание примириться с Богом, «после того, как десятилетиями доказывал, что Его не существует», однако «его гордыня, которую он не мог и не хотел победить, не позволяла ему распростереться пластом перед Ним в пыли, чтобы смириться искренне» (с. 122). В данном случае обреченными оказываются теоретические построения, даже попытки написать научно-богословский трактат, вместе с уверенностью, что «примириться с Богом не поздно и за мгновение до смерти…Поэтому он успеет». Неумолимость смерти открывается перед паном Мыколой в виде вполне библейской ямы, пропасти, бездны или, согласно тексту новеллы, недокопанного колодца, куда он попадает практически без надежды на спасение.

Осознание того, что «все не так», как представлялось до сих пор, обретает не только пан Мыкола на закате жизни. Своеобразную «рамку» сборника составляют две новеллы о… несчастной любви – тоже своего рода пропасти, в которой оказываются главные персонажи-мужчины. Новеллы очень схожи и обстоятельствами, и характеристиками, и описанной со знанием дела психологией запоя, и конечным выводом, с которым персонажам удается выкарабкаться из бездны депрессии. Этот вывод не касается «познания Бога» или осознания какой-то высшей истины, а скорее той «логики вещей», о которой идет речь в названии и которая состоит в умении достигнуть независимости и от вещей, и от внешнего вида, и от карьерных достижений, и от сильных страстей – всего, что может сделать реальность нестерпимой, если вовремя не изменить отношение. «и если теперь меня кто-то спросил бы о счастье, я ответил бы: я многого хотел, я страдал из-за денег, а вообще не нужно ничего хотеть, нужно просто быть свободным и неголодным (еще любовь, но это уже как выйдет), идти по жизни и не сгибаться – вот это оно и есть » (с. 159) – признается персонаж новеллы с красноречивым названием «Щастя».

Василь Кожелянко. Логика вещей. Новеллы. – Львов: Кальвария, 2008.

Автор: Трофименко Татьяна