Web Analytics

Ноты, краски, рок-н-ролл

В 80-х они были молодыми, перспективными (или уже известными) музыкантами. Но не только. Цой, Гребенщиков, Курёхин, Шевчук, Бутусов, Григорян, Кинчев — через одного — имели художественное образование. В рок-музыке попытки хоть что-нибудь рисовать — почти как обязательное приложение к умению складывать слова и ноты в песни. Пол Маккартни, Дэвид Боуи, Джим Моррисон, Дженис Джоплин, Джимми Хэндрикс, Сид Баррэт, Мэрилин Мэнсон — это далеко не полный список западных рокеров-художников.

И если Вы думаете, что картины русских рокеров, не будь они известными людьми, остались бы незамеченными, — ошибаетесь.

Итак, 80-е годы, Советский Союз, «железный занавес», цензура. Ленинградская рок-тусовка (в большей мере это касается групп «Поп-механика», «Кино» и «Аквариум») устраивает на концертах перформансы вместе с объединением «Новые художники». Джоанна Стингрей, занимавшаяся популяризацией советской культуры на Западе, отвезла несколько работ питерских художников в Америку и показала их Энди Уорхолу, культовой персоне в современном искусстве. Уорхол пришёл в восторг. В ответ он прислал подарки для ленинградского андеграунда: банки томатного супа с автографами, плакаты, шелкографии с портретами Мэрилин Монро, книгу «Философия Энди Уорхола от А до Б и обратно».

Тот самый суп

«В 1986 году с подарков Энди Уорхола и, конечно, с концертов «Поп-Механики», в которых участвовали западные звёзды («Рова Сакс» квартет, Джон Кейдж, Крис Крос из «Ultravox», Ванесса Редгрейв), началось разрушение железного занавеса», — считает один из участников, художник, основатель петербургской Новой Академии Изящных Искусств Тимур Новиков.

Ни много ни мало — «разрушение железного занавеса».

Да, и если Вы смотрели фильм «АССА», то уже немного знакомы с примерами советского художественного андеграунда: в квартире мальчика Бананана висел лист металла, который символизировал железный занавес. Это не выдумки режиссёра Сергея Соловьёва, а инсталляция москвича Михаила Рошаля. Как и «Коммуникативная труба», которую тестировали главные герои фильма.

«Академик всяческих искусств Андей Вархолов». Такое «звание» Уорхол получил от ленинградского андеграунда

***

Работы Виктора Цоя в 80-х годах выставлялись в Центре современного искусства в Нью-Йорке. Мать Цоя, Валентина Васильевна, рассказывала, что у Виктора с детства были склонности к художеству.

«Он хорошо рисовал, лепил. С 1974 по 1977 год он учился в средней художественной школе. После восьмилетки Витя решил продолжать художественное образование и поступил в Серовское училище на оформительское отделение. Но многое там оказалось для него неинтересным — газетные шрифты, размеры. После вечерней школы Витя закончил художественно-реставрационное училище №61 по специальности «резчик по дереву». Из-за плохой успеваемости ему даже не выдали диплом, а только справку об окончании. Но он был талантливым резчиком, и распределение ему дали отличное: в реставрационную мастерскую Екатерининского Дворца в Пушкине. Туда по блату-то трудно попасть — престижное место. А Витька поленился ездить».

«Впервые его показали по телевизору как раз в это время — в программе «Монитор» как одарённого резчика по дереву».

А ещё Виктор Цой продавал свои картины, чтобы заработать на пятничные посиделки с Борисом Гребенщиковым. Брал за рисунки немного — 5 рублей/штука.

Угловатые человечки — главные герои рисунков Цоя

А это картина Анри Матисса «Танец». Находите сходство?:)

Такую справку Цою выдали в училище Серова, когда отчислили за неуспеваемость: «Администрации и общественные организации Художественного училища имени Серова ходатайствуют о приеме во вверенное Вам училище Цоя Виктора Робертовича, который имеет способности для получения художественной специальности. Цой В.Р. отчислен из училища за академическую задолженность. Академическая справка за полтора года обучения и характеристика прилагаются. Дисциплина Цоя В.Р. удовлетворительная. Творчески активен».

Это работа американца Кита Харинга, который сильно повлиял на творчество Цоя

Друг Цоя, больше известный как гуру русского рока, Борис Гребенщиков тоже увлекается рисованием. Первое знакомство с холстом, по словам БГ, произошло на даче у деда его жены.

Гребенщиков сотрудничал с группой ленинградских художников — «митьками», что хорошо видно по его работам

«У моей первой жены дед был художником. И вот мы как-то были у него на даче, и я залез на чердак. Смотрю — а у него там куча холстов стоит: некоторые ещё даже не тронутые, а другие уже совсем покрыты толстым слоем пыли и паутины. И тут же краски, кисточки, всякие разбавители... И я думаю: «Вау! Как интересно! Ну-ка, ну-ка, посмотрим, что из этого получится». Стащил всё это вниз и начал рисовать».

А это картина одного из «митьков» Дмитрия Шагина

«После пары первых проб я понял, что мне больше всего нравится рисовать небо, облака и что-нибудь им сопутствующее. Я понял, что это во мне вызывает сущий восторг. Потом я уже начал придумывать картины, где есть какой-то сюжет — а поначалу рисовал в основном пейзажи. Я пробовал рисовать и портреты, но понял, что как только я рисую человека, у меня с ним отношения радикально меняются. Не потому, что я плохой художник. Просто потому, что такие вещи делать нельзя. Мне, по крайней мере, точно нельзя».

В качестве примера «сюжетных картин» — серия работ о вождях мирового пролетариата:

«Вождь мирового пролетариата поучает Адама о пользе яблок»

«Вожди мирового пролетариата пьют чай»

«Вожди мирового пролетариата убеждают Прометея передать огонь по ведомству партии»

Вожди мирового пролетариата находят в руинах исчезнувшей цивилизации оригинал статуи «Девушка с веслом»

«Вождь мирового пролетариата метится в Царя-Батюшку»

Лидер «Крематория» Армен Григорян отшучивается, что у него не живопись, а психотерапия. Свои картины он называет «дополнение к музыке».

«Мне очень нравится рисовать, я много в своё время пьянствовал в мастерских друзей-художников и наблюдал, как они рисуют. Потом мы рисовали вместе, и постепенно я научился водить кистью по холсту. Выставки не устраиваю, это делают иногда мои друзья. Просто невозможно постоянно заниматься профессионально музыкой. Иногда хочется неких отклонений. Живопись — это как раз отклонение и добавление каких-то настроений и образов к музыке».

Юрий Шевчук, как и Цой, занимался живописью профессионально. Лидер «ДДТ» окончил художественно-графический факультет Башкирского пединститута, а после него работал учителем рисования в сельской школе.

«Помню, приходилось каждый день вставать в пять утра и бежать на электричку до Иглино, чтобы в школе преподавать детишкам «разумное, доброе, вечное». В Башкирии я расписывал свинофермы и птицефабрики. Во время учёбы в институте мы часто шабашили. В итоге я нарисовал много портретов Брежнева для разных учреждений».

В отличие от других рокеров-художников, Шевчук писал картины в реалистичной манере.

«Время — Начало» (фрагмент), 1984 год

Дипломная работа Шевчука — «Гроза». Ливень в мае 1981 года вдохновил лидера ДДТ не только на написание картины, но и песни. Тогда же Юрий Шевчук сочинил один из первых хитов — «Дождь»

«Маэстро» Вячеслав Бутусов тоже любит рисовать. Фронтмен «Наутилуса» рассказывал, что после школы хотел даже пойти в художественное училище, но этому воспротивился его отец. В итоге Бутусов поступил в вуз на архитектурный факультет.

«Ещё в детском саду очень любил наблюдать за тем, как кто-нибудь из детей рисует. Меня завораживало движение карандаша, появление на белой бумаге изображения. У нас было принято рисовать всегда и везде — дома, в детском саду, в общей, а потом и в художественной школе, которую я обстоятельно посещал с 4-го класса, в 8-м классе закончил и получил диплом. По окончании 8-го класса возникла идея пойти в художественное училище. Но сделать этого мне не позволил папа, поскольку у него было вполне чёткое представление о необходимых этапах учебы: сначала закончить 10 классов, а затем идти учиться в вуз. Он был в ужасе от самой мысли прервать учебу в школе! Как говорится, большое видится на расстоянии, и сейчас я начинаю понимать, что по стратегическому аспекту моего жизненного пути папа оказался абсолютно прав. А в дальнейшем художественное образование помогло мне поступить в архитектурный институт».

Теперь, с дипломами художественной школы и архитектурного института, Бутусов упражняется в «Фотошопе» и публикует шедевры на Kroogi.com.

Лидер «Алисы» Константин Кинчев рисовал мало. В сети удалось найти только одну его картину — «Автопортрет» 1984 года.

Зато у Кинчева есть опыт работы натурщиком.

«У меня на пятках были синяки. Страшное дело! Я работал на скульптуре на последнем курсе. Был монгол. (Кинчев принимает позу лотоса.) Был грек, и этот грек из меня Персея лепил. Персей — это который отрубил медузе Горгоне голову. Так что в одной руке у меня был меч, а в другой — голова медузы Горгоны. Эта скульптура сейчас у него, видимо, в саду где-то в Греции стоит. Почему скульптура — потому что когда работаешь с одним человеком, у тебя весь семестр свободен. А перед экзаменом пашешь как папа к Карло, с утра до ночи, и тогда-то на пятках и появляются синяки, если ты стоишь. А когда я с монголом работал, я его убедил, что нужно сидеть и… тогда на жопе синяки».

Ещё Кинчев стал героем комиксов: лидер «Алисы» в образе «супермена» побеждал злых магов и спасал мир. Руководитель уфимской студии «Муха» Виталий Мухаметзянов говорит, что доверить спасение мира мог только Кинчеву.

«Нашим комиксам нужен был супергерой, на его роль мы и выбрали Костю. Герой комикса, по закону жанра, спасает мир. А спасение цивилизации мы могли доверить только человеку, который имел тогда огромную популярность в России. Был ещё один кандидат — лидер группы «Телевизор» Миша Борзыкин, но он не был так широко известен. А за Кинчевым в тот момент шла армия».

***

Сергей «Африка» Бугаев

Егор Летов, «Гражданская оборона»

Андрей Макаревич, «Машина времени»

Эдмунд Шклярский, «Пикник»

Сергей Шнуров, «Ленинград»

Карабас, «Х... забей»

А где же, спросите вы, упомянутые вначале Пол Маккартни, Дэвид Боуи, Джим Моррисон, Дженис Джоплин, Джимми Хэндрикс, Сид Баррэт и Мэрилин Мэнсон? 

Уже натягивают полотна на подрамники. Для следующей серии «живописного рок-н-рола» на «МедиаПорте».