Web Analytics

Никогда больше

Харьковский дизайнер Сергей Мишакин разработал логотип, посвящённый Второй мировой войне. «Непраздничный» символ призван напомнить о погибших в бою. 

Уроженец республики Адыгея Сергей Мишакин живёт в Харькове с 1990 года. В 1998 году создал студию Panic Design, которая быстро привлекла самых крупных заказчиков — банки, энергетические компании, производителей алкоголя. В 2005 году Мишакин основал новую студию — 3Z Studio. В 2009 году дизайнер разработал проект «Идентификация Харькова» — предложил новый логотип и концепцию города.

В 2011 году Сергей Мишакин создал логотип для акции «Открытые ладони», предложенной учредителем агентства «МедиаПорт» Зурабом Аласания. «Ладошки», нарисованные Мишакиным, «отпечатались» в Украине, России, Польше, а также в самопровозглашённой Приднестровской Молдавской Республике.  

Спустя почти три года Зураб Аласания — ещё и как гендиректор Национальной телекомпании Украины — снова обратился к Сергею Мишакину: с предложением нарисовать логотип, посвящённый Второй мировой войне.

«Чем старше я становился, тем больше я понимал, что война — это ужас и кошмар. Это должен быть день памяти и скорби, а не праздник победы. Праздновать брутальные вещи не очень хорошо — для моральности, для нравственности, для человечности, для всего, чего угодно. Тем более что в последнее время Россия стала использовать это как элемент пропаганды», — объясняет Зураб Аласания.

Идею подал историк, директор Института Национальной памяти Владимир Вятрович. Он предложил сместить привычные для официальной пропаганды акценты. Прежде всего, напомнить о Второй мировой войне, а не только о Великой Отечественной. Дизайнер Сергей Мишакин с этим согласен. 

«Второя мировая война была большей, чем Великая Отечественная. В частности, для Украины. Для Украины война началась в 1939 году, а не в 1941-м», — считает дизайнер.  

Логотип Мишакин разработал за два дня. За основу взял привычный для Европы символ памяти жертв войны — красный мак. 

«Мы хотели усилить это и найти графически простое решение. Логотип сделан из четырёх кругов в определённых пропорциях. Каждый из кругов прозрачный, они накладываются друг на друга. То, что мы хотели, — приблизить это к образу пулевого отверстия, от которого расплывается кровь», — объясняет автор логотипа. 

Рисунок дополняет датировка Второй мировой войны и надпись: «Никогда снова». 

«Война — это, прежде всего, не слава, не отвага, не что-то иное, это, прежде всего, смерть. Брутальная, простая», — говорит Сергей Мишакин. 

Перед девятым мая в Харькове пройдёт другая акция, посвящённая войне, — волонтёры будут раздавать георгиевские ленточки. Акцию в 2005 году предложило проводить российское информагентство «РИА «Новости». Популярный в России символ имеет как имперские, так и советские корни. На сайте акции можно прочесть о том, что лента ордена Святого Георгия первой степени состояла из трёх чёрных и двух оранжевых полос. В 1943 году был учреждён орден Славы трёх степеней. Лента ордена имела жёлто-чёрную расцветку. 

Фото с сайта gl9may.ru

«Этот символ — выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта. Всем тем, благодаря кому мы победили в 1945 году», — говорится о георгиевской ленточке на официальном сайте акции. 

В последние месяцы в Украине георгиевская ленточка приобрела иной символический оттенок. Георгиевские ленты были на одежде у «спортсменов», которые в конце января нападали на активистов Евромайдана. Первого февраля по инициативе тогдашнего губернатора Михаила Добкина в Харькове было создано движение «Украинский фронт» — его символом стала тоже георгиевская ленточка. Движение «Украинский фронт» признало своё участие в разгоне «евромайдановцев», пытавшихся 19 февраля заблокировать Академию внутренних войск. Люди с георгиевскими ленточками на оранжевых жилетах, в масках и с палками, били оппонентов, гоняли их по скверу на площади Восстания. На следующий день Михаил Добкин заявил, что члены «Украинского фронта» выглядели «как ангелы». После смены власти в Киеве георгиевская ленточка стала символом пророссийских протестных акций в юго-восточных регионах Украины. Ленты были на одежде людей, которые 12 апреля захватывали райотдел милиции в Славянске, а днём позже — тех, кто бил сторонников единой Украины в Харькове. 

«Георгиевская ленточка никак меня не «цепляет», никаких эмоций не вызывает. Георгиевская ленточка — она не о страданиях, не о смерти, главнейшем, что есть в войне. Все эти миллионы жертв, миллионы душ георгиевская ленточка не репрезентует», — говорит Сергей Мишакин. 

«Георгиевская ленточка, я считаю, уже перестала быть чем-либо, кроме российской пропаганды. Вроде бы ничего плохого, но в последние месяцы это связалось именно с агрессией. Поэтому понятно было, что нужно искать замену этому символу. Весь мир давно использует символ мака именно как память о погибших солдатах. Не акцентируя на том, кто — это погибшие люди. Так делают в Британии, так делают в Канаде», — приводит пример Зураб Аласания.  

«Красный мак» ляжет в основу роликов, которые будут транслироваться с 8 по 10 мая на «Первом Национальном». Они станут олицетворением главного «месседжа» логотипа — «Никогда снова». Эти слова инициатор нового символа и его автор трактуют одинаково: чтобы война больше никогда не повторилась.