Новый саркофаг для ЧАЭС: «незабываемый опыт» для немецких инженеров

Строительство нового саркофага над четвёртым энергоблоком Чернобыльской АЭС набирает обороты. После десяти лет подготовки к осуществлению проекта немецкие специалисты в конце сентября начнут установку кровли.

Легкоатлетические залы для Олимпийских игр в Пекине и Лондоне, Ледовый дворец для Олимпиады в Сочи, терминалы крупных европейских аэропортов, таких как «Барахас» в Мадриде или «Шереметьево» в Москве, — кровли немецкого производства из алюминия или стали покрывают десятки знаковых объектов по всему миру.

Компания Kalzip (Кобленц, Германия) стоит в ряду мировых лидеров по реализации индивидуальных архитектурных решений для крыш масштабных сооружений. Она стала одной из 26 компаний, допущенных к конкурсу на подряд по изготовлению кровли для нового саркофага.

Начало работ на ЧАЭС для Kalzip — одновременно завершение долгой эпопеи. Ни один другой проект не требовал столько времени, энергии и бюрократии, признаются инженеры. До подписания контракта с генеральным подрядчиком строительства — международным консорциумом Novarka — компания из Кобленца шла долгих десять лет. Прежде, чем немцы были допущены к конкурсу, им пришлось пройти полный аудит от Novarka.

Инженер Кристоф Шмидт (Christoph Schmidt) руководил уже многими крупными проектами компании. Однако «чернобыльский» проект — особый, отмечает инженер.

«Специалисты генподрядчика полностью изучили наш производственный процесс, обзвонили немало наших бывших заказчиков, чтобы узнать, довольны ли они работой с нами. Таких жёстких требований я за годы работы никогда ещё не видел», — признаётся Шмидт.

Кристоф Шмидт показывает структуру кровли

«Участие в строительстве нового саркофага на Чернобыльской атомной станции — это нечто неординарное. Это вызов для каждого инженера, который причастен к этому», — добавляет немецкий специалист.

Последние два года две трети рабочего времени он посвятил этому проекту. Иногда ему по несколько раз в месяц приходилось ездить на встречи в Киев и Славутич.

Всего над проектом работают около 150 специалистов со всего мира. Команда экспертов постепенно пополнялась всё новыми и новыми людьми, каждому из которых нужно было время, чтобы понять все особенности проекта в Чернобыле, рассказывает Шмидт.

«Когда мы только присоединились к команде специалистов, мы пытались убедить коллег, что, с технологической точки зрения, при таких масштабах было бы легче не делать арку идеально закруглённой. Мы сделали ряд предложений и не могли понять, почему их отклоняют. Пока нам не объяснили, что в будущем чистить поверхность арки время от времени будут специальные машины. Потому что люди там работать не будут. А машины смогут двигаться лишь по идеально ровной поверхности», — объясняет инженер.

Требования безопасности здесь очень отличаются от всех других объектов, над которыми раньше приходилось работать немцам. Ведь саркофаг должен надежно прослужить не менее ста лет и устоять против всех природных катаклизмов, которые только можно себе представить, — от землетрясения до падения массивных ледовых глыб. Потому одним из этапов испытания кровли было бросание на неё шаров изо льда размером с большой арбуз.

«Кровля должна выдерживать торнадо третьей степени. Мы выполняли эти требования, но попросили не торопиться и дать нам несколько недель на дополнительные испытания. В итоге компрессор во время эксперимента вышел из строя, не выдержав созданного давления. Но крепления кровли выдержали даже тогда, когда давление достигло 24 килоньютонов, тогда как требования составляли 10 килоньютонов», — не без гордости говорит Кристоф Шмидт.

Требования к прочности кровли понятны: если какой-то фрагмент будет повреждён, заменить его практически невозможно. Ведь над разрушенным реактором ЧАЭС уровень радиации настолько высок, что выполнение любых ремонтных работ не предвидится.

Высота арки составляет 105 метров, что выше колокольни киевской Лавры или статуи Свободы в Нью-Йорке. Вес стальных конструкцій, как планируется, достигнет 29 тысяч тонн, что в несколько раз больше веса Эйфелевой башни. Ширина нового «Укрытия» составит 150 метров, а длина — 257 метров.

Общая площадь кровли, которую установят специалисты Kalzip, — почти 170 тысяч квадратных метров. Она будет двойной. Пространство между двумя слоями кровли имеет важную технологическую функцию: в нём будет поддерживаться специальный климатический режим, который будет защищать материал кровли от воздействия экстремальных температур. Кроме того, в этом пространстве будет создан повышенный уровень давления. Это должно исключить попадание радиоактивной пыли наружу, если в кровле вдруг возникнут какие-то неплотности. Герметичность будет обеспечивать тонкая резиновая вкладка.

«Продумывать все эти риски и искать соответствующие технические решения вместе с международной командой специалистов — для меня это незабываемый опыт, интересные годы в моей профессиональной жизни. Это просто затягивает», — рассказывает немецкий специалист.

Немецкое оборудование по производству стальных листов кровли уже прибыло в Украину. Производственная установка помещается в один контейнер. Она производит 20 тысяч кв. метров кровли в день.

Производство и монтаж обшивки саркофага, как ожидается, начнётся в конце сентября, когда завершится сбор первого фрагмента каркаса арки. Фрагменты конструкции будут обшивать кровлей Kalzip и монтировать, поднимая краном друг на друга.

Арку — секцию за секцией — соберут на строительной площадке недалеко от реактора, а когда конструкция будет полностью смонтирована, её передвинут специально построенными рейками и установят над старым саркофагом. В строительстве задействованы в среднем около полутысячи человек.

Шмидт говорит, что своё дело сделал — в течение последующих лет в Украину будут ездить его коллеги, чтобы регулярно контролировать процесс производства и монтажа. Уезжает ли он, потому что боится радиации? Нет, уверяет инженер: «Просто я там больше не нужен. На строительной площадке возле ЧАЭС пребывание людей рассчитано до минут, чтобы никто не ходил в зоне радиационного облучения без крайней необходимости».

Когда саркофаг будет построен и установлен, это будет очень волнующий момент для всех, кто имел отношение к этому проекту, говорит пресс-секретарь компании Kalzip Йоахим Вольке (Joachim Wolke). «Мы очень гордимся тем, что наша кровля из Кобленца, разработки наших специалистов получили такое международное доверие. Конечно, это вызывает гордость», — делится эмоциями Вольке.

Однако впереди ещё много работы. Ожидается, что установка саркофага закончится в конце 2015 года.

Источник: Deutsche Welle, kalzip.com.

Редактор: 
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.