Web Analytics

Счетная палата выявила системные бюджетные нарушения силовыми структурами

Нарушения касаются финансирования и использования средств на строительство жилья для военнослужащих.

Проведенными Счетной палатой системными аудитами силовых структур Украины - Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Службы безопасности - относительно финансирования и использования средств на строительство жилья для военнослужащих установлено, что за 1997-2002 годы на эти цели для военнослужащих силовых структур за счет льгот по уплате в бюджет налога на прибыль было направлено 2,7 млрд. грн. инвестиций. Однако созданная для этого Кабинетом Министров схема финансирования строительства жилья для военнослужащих, бесконтрольность со стороны Министерства финансов, органов Госказначейства и заказчиков строительства привела к системным бюджетным нарушениям, сообщает пресс-служба Счетной палаты.

Только по результатам выборочных проверок Минобороны, МВД, СБУ установлено, что в доходной и расходной частях госбюджета Украины 2001-2002 гг. не было учтено 469,6 млн. грн., привлеченных и использованных инвестиций.

Система привлечения и использования инвестиций, направленных на строительство жилья для военнослужащих вне доходной и расходной частей госбюджета, противоречила требованиям ст. 48 Бюджетного кодекса и привела к неэффективному их использованию. В частности, созданы дебиторская задолженность и не завершено строительство на сумму 709,9 млн. гривень.

На эту сумму инвестиций инвесторам уменьшены налоговые обязательства по уплате в госбюджет налога на прибыль без фактического получения жилья военнослужащими. При других условиях использования на эти средства можно было бы приобрести для военнослужащих свыше 6 тыс. квартир и частично решить жилищную проблему для этой категории граждан.

Аудитом установлено, что в ряде случаев контроль за полнотой поступлений и расходованием инвестиционных средств, вопреки п. 4 ст. 22 Бюджетного кодекса, перекладывался на уполномоченные организации. Это создало условия для нарушения установленного законодательством конкурсного порядка закупки за бюджетные средства товаров и услуг для государственных потребностей, неприменения предусмотренных законодательством штрафных санкций за невыполнение договорных обязательств.

Указанная система финансирования строительства жилья стала продолжением ряда других непрозрачных форм расчетов, которые применялись правительством в период острой нехватки оборотных средств (взаимозачетов, векселей и т.п.), а, следовательно, имели место потери госбюджета.

Вместе с тем правительство не смогло своевременно разработать проекты нормативно-правовых актов относительно ипотечного и льготного кредитования, внедрение которых началось только с 1 января 2004 года.

Аудиторами выявлено, что определенные государством задачи по созданию благоприятных условий для финансирования строительства жилья для военнослужащих и членов их семей за счет средств госбюджета и привлечения других источников, в том числе кредитования, Кабмином в полном объеме не выполнены. В результате, цель, определенная Комплексной программой относительно обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей, не достигнута. Вследствие ненадлежащего контроля со стороны правительства за выполнением Программы, как приоритетной задачи, не произошло существенное сокращение количества объектов незавершенного строительства и введение их в эксплуатацию.

Проверка, проведенная Счетной палатой, обнаружила, что с нарушением установленных лимитов инвесторы в 2002 году были освобождены от уплаты налога на прибыль в сумме 21,4 млн. грн., а контроль Минфина за соблюдением процедуры инвестирования состоял только в получении от заказчиков информации об объемах фактически осуществленных инвестиций в строительство жилья для военных и членов их семей.

Выявлены также факты неэффективного использования инвестиций в сумме 24,0 млн. грн. на строительство объектов свыше опосредованной стоимости, установленной Госстроем Украины. Вследствие того, что заказчиками строительства не были приняты соответствующие меры, задержано возвращение жилья на 23,7 млн. грн.; из-за отсутствия в договорах указания сроков передачи жилья утрачена возможность применения к субъектам предпринимательской деятельности штрафных санкций на сумму 101,5 млн. грн., а потери государства от инфляции составили 41,2 млн. гривен. Проверка показала также ряд других недостатков в использовании бюджетных средств.

Коллегия Счетной палаты предложила Кабмину внести законодательные предложения относительно исключения абзацев второго и третьего пункта 22.3 статьи 22 Закона "О налогообложение прибыли предприятий", а финансирование строительства жилья для военнослужащих осуществлять за счет средств госбюджета Украины и ввести механизмы ипотечного и льготного кредитования, передает «Обозреватель».