Web Analytics

Чакалка-страшилка, или детская литература для взрослых

Много ли вы припоминаете украинских детских книжек (переводы не считаются)? Лично я из своего детства помню книжку о Ясочке, тореадорах из Васюковки и Мини-Максе, карманном драконе. Возможно, я что-то забыла, а возможно, в украинской литературе действительно не хватает текстов для детей. Эту лакуну пытаются заполнить современные украинские писатели, хотя получается у них, как правило, литература не для детей, а о детях…

Единый в нескольких ипостасях – поэт, литературовед, переводчик – Иван Андрусяк написал детскую книжку с автобиографическим налетом, которая повествует о жизни семьи: папы, мамы и двух дочерей. Главный мифический персонаж в книжке – загадочная Чакалка, которой, как уверяет аннотация, пугают детей на Слобожанщине (очень прошу слобожан отозваться, вдруг кто еще о таком слышал :) ). Появление этого нового персонажа современной демонологии обусловлено дискредитацией старого состава нечисти: Бабай, согласно Андрусяку, живет в памятнике лысого дядьки с кепкой, вокруг которого водят хороводы старенькие дядечки с красными флагами, а баба Яга – в большой бабе над Днепром. Не знаю, насколько эти культурные аналогии могут быть прочитаны детской аудиторией – кстати, на детских книжках уже не указывают, для какого возраста они предназначены?

Не менее экзотическими подробностями для большинства юных читателей могут оказаться сведения о том, что Чакалка – не просто так нечисть, а кандидат педагогических наук; что мама проверяет модули, а папа - пишет статьи для политиков, – и другие детали семейной жизни главной героини Стефы. Впрочем, есть в повести и общечеловеческие аспекты: «Когда Стефа была совсем маленькой, она каталась на папином авторитете – то есть животике – и так засыпала. Теперь тоже катается, играя. Но осторожно, чтобы не ударить папу ножкой в больное место. Он тогда сердится – и это так забавно!» (с. 4).

Именно этот перепад тональностей – от вполне взрослых до утрированного сюсюканья – и создает впечатление искусственности текста. Стефа и другие дети выглядят как маленькие старички, которые все понимают в жизни, но вынуждены вести себя как дети, ведь книжка-то детская… За неимением детских образов в большинстве произведений сучукрлита, в голову приходит разве что Милик из свежего романа Ларисы Денисенко «Сарабанда банды Сары» – юный акселерат, который не только знает обо всем на свете, но и поучает взрослых. Видимо, это симптоматично для нашего времени…

Впрочем, если разглагольствования Милика отличаются определенной долей сарказма и цинизма, то Стефа Андрусяка – хорошая девочка. Только на нее в основном не хватает времени ни у родителей, которые «зарабатывают копеечку», ни у старшей сестры, поэтому Стефа чувствует себя одинокой, ссориться с родными (что не менее симптоматично) – и ее забирает Чакалка.

Спрятанная в лесу спецшкола Чакалки должна бы, по идее автора, символизировать рай для детей, хотя, на мой взгляд, некоторые ценности выглядят слегка сомнительно, например, возможность разорять птичьи гнезда или не мыть ноги хоть месяц :) . Неудивительно, что хорошая девочка Стефа убегает от Чакалки домой, тогда как другие дети (среди них особенного внимания заслуживает образ мальчика Сияра, который приехал с семьей из Афганистана, – воплощение подзабытой идеи мира и дружбы между народами) остаются в школе – и, напившись пива (!), разносят ее до основания.

В общем, не сомневаюсь, что книжку Андрусяка с интересом прочтут взрослые, а вот что касается детей… Необходимы полевые исследования с участием ребенка. Проведете – сообщайте в редакцию :) .

Иван Андрусяк. Стефа и ее Чакалка. – К.: Грани-Т, 2008.