Web Analytics

MediaPost on-line. «Все, что я хотела сегодня…»: трансформации среднестатистической бабы

Известная украинская писательница Ирэн Роздобудько в интервью «Украинсой правде» недавно отметила, что круг ее читательниц составляют не дорогие телки, а продвинутые украинские женщины... Дальше этого утверждения Роздобудько не пошла и тему продвинутости не раскрыла. Хотя страшно интересно было бы узнать, к примеру, может ли автоматически считаться продвинутой женщина, которая не является дорогой телкой? И достаточно ли просто читать Роздобудько, чтобы считаться продвинутой? И какую телку писательница считает дорогой? :) В поисках ответов на эти и другие вопросы я обратилась к новой книжке Ирэн Роздобудько, увидевшей свет в харьковском «Фолио»…

Книжка называется «Все, что я хотела сегодня…» («Все, що я хотіла сьогодні…» ) и повествует о вроде бы «затурканной среднестатистической бабе», которая в один далеко не прекрасный день узнает, что больна саркомой, и жить ей осталось не больше месяца. На самом деле героиня – не такая уже и баба, ей 27 лет, у нее есть муж и работа в дорогой парикмахерской. А еще она «предпочитает старые французские ленты, обожает Феллини, не очень понимает Бергмана, готова день и ночь пересматривать Бунюеля, Пазолини, Тарковского, Висконта, а недавно открыла для себя Горана Паскалевича и Джима Джармуша» (с. 118). Не закрывайте страницу, если после этой цитаты вам показалось, что вы не продвинутая украинская женщина, а дорогая телка! Это ощущение может оказаться ошибочным :).

Ведь на самом деле главная проблема Мирославы (пытаясь начать новую жизнь в последний день, героиня выбирает себе загадочное имя Ия) – это неспособность совершить поступок и отстоять собственные желания. Всю жизнь Мирослава-Ия старается поступать так, чтобы у нее все было как у всех. Даже ценой разбитого лица – роман поднимает проблему домашнего насилия и сама героиня проводит параллели между собственной жизнью и кинолентами «В постели с врагом» и «Догвилль»; очевидно, когда муж выливает тебе на голову бутылку подсолнечного масла, более утонченные ассоциации быстро выветриваются...

Именно эта духовная инертность мешает отнести героиню к разряду продвинутых женщин. Блуждая по городу со справкой о саркоме в сумке и мыслями, чего бы еще такого сделать плохого напоследок, Ия находит дорогой мобильный телефон. Женский голос из телефона, который, собственно, и «обласкал» девушку среднестатистической бабой, формулирует истины, которые раньше были недоступны для ее понимания: «Так вот. Запомни: я ненавижу баб с таким притихшим голосов, как у тебя. Я представляю, какая ты послушная, какая правильная и как у тебя – все как у людей. То есть тебе кажется, что это так. А на самом деле ты даже не представляешь, какая это жлобская и банальная формула!» (с. 91). Надо думать, что сама «женщина из телефона» не принадлежит к когорте послушных и правильных баб, напротив – является воплощением девиза современных феминисток «bitches get everything» и явно дорогой телкой. Она советует Ие продать телефон и устроить себе праздник. Восхищенная общением с телкой Ия тем не менее не очень понимает, в чем бы мог заключаться этот праздник, а потому, подавив инстинктивное желание купить в дом микроволновку, а дорогому мужу – пальто, отваживается на то, чего не могла позволить себе всю жизнь. Только не смейтесь: она напивается – раз, ставит контактные линзы – два, дает по морде бывшему начальнику – три, покупает в бутике шмоток на тысячу баксов – четыре... Ах эти витрины бутиков, недосягаемая мечта продвинутых украинских женщин...

В принципе, на этом попытка психоанализа заканчивается и начинается банальная love story, ведь на входе в бутик Мирославу-Ию замечает ОН (не законный муж; хотя это идея – вот где можно было бы показать разгул домашнего насилия! Запишу в молескин). ОН влюблен в нее еще со школы. И вообще ОН - каскадер и снимается в фильмах. Чувствуется, что, по замыслу автора, этих фактов (ну и непродолжительной беседы за кофе о Феллини) достаточно, чтобы читатель проникся: речь здесь идет о той самой, единственной, настоящей любви... Ради нее, безусловно, можно выбросить в мусорку контактные линзы, а пакет с тысячедолларовыми шмотками подарить тетеньке в троллейбусе. На самом же деле прекрасный секс с мужчиной, именем которого героиня так и не поинтересовалась, описанный целомудренным диалогом «– Знаешь, как занимаются любовью улитки?.. – Они вот так – склеиваются…» (с. 149), выглядит как очередная истерическая попытка сделать еще что-то из того, чего никогда не позволяла себе раньше, – в данном случае изменить мужу.

И если вы, дорогие телки, то есть не дорогие, то есть не телки, то есть продвинутые украинские женщины, ожидали, что после всех описанных в романе подвигов главной героини финальная сцена напомнит вам тот же «Догвилль» или «В постели с врагом», то ничего подобного (хотя это идея – на оставшиеся от продажи телефона деньги купить автомат и замочить мужа-домашнего насильника и всех плохих людей за компанию! Запишу в молескин).

Чуда не произошло – трансформация из затурканной среднестатистической бабы в продвинутую женщину существовала только в воображении Мирославы-Ии. А поскольку чужую справку с саркомой она все-таки схватила по ошибке, то, судя по настроению мужа в конце этого эпохального дня, ходить с фингалами героине придется долго. Может быть, до следующего романа Ирэн Роздобудько :).

Ірен Роздобудько. Все, що я хотіла сьогодні… – Х.: Фоліо, 2008.

Автор: Татьяна Трофименко