Web Analytics

Нападение на караул: адвокат подсудимого против обвинений в убийстве

В деле о нападении на воинскую часть прошли судебные прения. Перед коллегией судей сегодня выступили прокурор Харькова Евгений Попович — он зачитал обвинительную речь — и адвокат Сергея Руденко Игорь Дегтярь.

Евгений Попович просит наказать подсудимого максимально строго — приговорить его к пожизненному лишению свободы с конфискацией имущества. Настаивает и на том, чтобы суд полностью удовлетворил гражданские иски потерпевших. Мать погибшего солдата Владимира Березюка Лариса просит суд взыскать с Руденко один миллион гривень, пострадавшие при нападении Олег Гурин и Игорь Шило — по сто тысяч гривень. Свои требования потерпевшие ещё раз подтвердили во время прений.

Обвинение прокурор строит на том, что Сергей Руденко и его родной брат Константин Сопельняк были соучастниками — совместно разрабатывали план нападения и совместно его осуществляли. И в этот план изначально входило убийство военнослужащих, если те не захотят отдавать оружие добровольно. Поэтому с подсудимого не снимают обвинение в убийстве Владимира Березюка, хотя его совершил не Сергей Руденко, а его брат Константин Сопельняк (его, защищаясь от нападения, убил начальник караула Олег Гурин).

Прокурор подчёркивает: Сергей Руденко несколько раз менял показания. При первом допросе — в день преступления — Руденко говорил, что добытое оружие он и его брат хотели продать. Позже стал утверждать, что с помощью оружия он и его брат хотели совершать преступления. Затем заявил о том, что оружие нужно было брату, для чего — не знает. На первом заседании суда Руденко заявил: автоматы нужны были для самообороны — у Константина Сопельняка якобы были проблемы с кредиторами.

Евгений Попович, прокурор Харькова: «Наличие указанных, а также иных незначительных противоречий в показаниях Руденко свидетельствует о его желании переложить большую часть вины за совершение умышленных особо тяжких преступлений на своего брата Константина Сопельняка, который был убит во время нападения на караульное помещение, и тем самым избежать заслуженной меры наказания».

Наказание для подсудимого прокурор города видит таким:

— за незаконное обращение с оружием — 6 лет тюрьмы (два года за незаконное приобретение и хранение ножей и четыре за незаконное приобретение охотничьего ружья);
— за покушение на умышленное убийство Гурина и Шило — 10 лет тюрьмы. По версии прокуратуры, Олег Гурин и Игорь Шило не умерли только потому, что им вовремя оказали медицинскую помощь. А значит, намерения нападавших убить военных не осуществились по не зависящим от них обстоятельствам;
— за убийство Владимира Березюка — пожизненное заключение с конфискацией имущества;
— за разбой с целью похищения оружия — 15 лет тюрьмы с конфискацией имущества.

Более строгое наказание поглощает более мелкие, а значит, Сергею Руденко грозит пожизненная тюрьма.

Адвокат подсудимого Игорь Дегтярь настаивает: организатором нападения был брат его подзащитного Константин Сопельняк. У него были крупные долги, и ему нужны были деньги. Сергей Руденко, уверяет его защитник, лишь поддался на уговоры брата. Также Руденко не мог знать, зачем его брату нужно оружие — Константин якобы был скрытным человеком.

Игорь Дегярь, адвокат подсудимого: «На то, что организатором преступления являлся Сопельняк, указывает то, что именно им приобретались ножи и рации, охотничье ружьё и боеприпасы к нему. Также — его проявление активности в момент совершения преступления. Сопельняк первым зашёл в караульное помещение, убил солдата, напал на второго военнослужащего».

По версии адвоката, Сергей Руденко не собирался никого убивать. Иначе довёл бы задуманное до конца. Руденко, напоминает его защитник, — профессиональный военный, имеет навыки ближнего боя, притом у него было с собой огнестрельное оружие.

Во время первого заседания суда Сергей Руденко настаивал: он и его брат вообще не планировали заходить в караульное помещение. Сегодня эту тему развил его адвокат. Игорь Дегтярь уверяет: отобрать оружие у военных Руденко и его брат хотели на улице. Но брат зашёл в караульное помещение, там завязалась схватка, и Руденко кинулся внутрь, чтобы его спасти.

Внимание суда Игорь Дегтярь акцентирует и на другом моменте. Ставит вопрос о том, почему на ноже Сергея Руденко, которым якобы был ранен солдат Игорь Шило, не было следов крови. К тому же, отмечает адвокат, Игорь Шило не объяснил, как в руках у Руденко могли быть одновременно и нож, и пистолет.

Руденко, говорит Игорь Дегтярь, никому не причинил тяжкого вреда и никого не убивал. Утверждение обвинения о том, что Сопельняк и Руденко изначально договаривались убить военных, Дегтярь считает домыслами. Убийство Владимира Березюка и нападение на Олега Гурина, утверждает Игорь Дегтярь, было личной инициативой Сопельняка. Поэтому, считает Игорь Дегтярь, Сергея Руденко можно судить только за разбойное нападение и за незаконное хранение оружия.

Коснулся адвокат и компенсаций. Как заявил Дегтярь, его подзащитный подтвердил, что готов удовлетворить претензии потерпевших. Но Руденко нигде не работает, у него нет никакого имущества. Семьи у Сергея Руденко нет, родители у него — пенсионеры.

Выступил во время прений и сам подсудимый. Сергей Руденко повторил, что не собирался никого убивать и ещё раз попросил прощения у родных погибшего солдата.

Говорить свое последнее слово Сергей Руденко будет завтра. Он попросил перерыв, чтобы подготовиться. Суд ходатайство Руденко удовлетворил.