Web Analytics

Сибирская трилогия. Часть третья. Тайга

Тайга, и ничего, кроме тайги. Болота и трясина, кедры и березы, мох и мошка.


Расстояния в Сибири меряют не километрами – часами лета. Есть места, куда, если не зима, попасть можно только на вертолете.

Буровики направляются на дальний участок, где поднимают буровую вышку. Расстояние – не больше ста километров. Час лета. Попасть туда по земле можно – но только зимой. Летом в тайге почти нет тверди. Сплошное болото: глубина 6-8 метров, есть и 12, и 18. Когда наступают морозы - болото замерзает. Это называется зимником.

Леонид Небувайло, главный инженер компании «Красноленинскнефтегаз»: «Конечно, с наступлением зимника больше работы. Есть дороги. А надо бурить разведочные скважины. Разведочные скважины в основном все на болотах. А для этого надо, чтобы была зима, заморожено. Замороженное болото. Вот сейчас же вы не проедете здесь. А когда его протоптать, подморозить то… едем».

Лето бурильщики откровенно не любят. Морозы их не пугают. Говорят: тому, кто работает, замерзнуть тяжело.

Андрей Кос, зам.начальника цеха ремонта скважин: «Это на любителя. Кто-то не любит… не нравится ему холода. Например, мне легче зимой, больше нравится. Если сказать – минус 30. Это на Украине, когда у нас влажность – у нас намного больше – 15-17. То есть климат посуше. Морозы, не так они тяжело переносятся...»

Вход строго запрещен. В лес вахтовики почти не ходят. Слишком опасно.

Иван Матиешин, президент компании «Красноленинскнефтегаз»: «А я вам так скажу: какие могут быть красоты? 12 часов отработать. Это сегодня еще такая погодка хорошая. А если дождь? Это непрерывный процесс. Они не имеют права срывать. Они имеют право только поменять робу: мокрую на сухую».

Не преувеличивает ли начальство опасность? Рассказы про медведей в тайге больше похоже на анекдоты. Нет – возражают вахтовики. Демонстрируют видео, снятое мобильными телефонами.

«Двое» заглянули на буровую – на мусорку, полакомиться. Трогать хищников нельзя – за этим следят защитники животных. Прогоняют бульдозерами – тяжелой техники косолапые боятся.

Андрей Кос, зам.начальника цеха ремонта скважин: «В лес… метров 10-20 отойти – конечно. А так дальше – в принципе у нас это… просто из соображений техники безопасности… Потому что звери, медведи… У нас это дело запрещается».

Вахтовики признаются: на самом деле их в тайгу и не тянет: нет там ничего интересного, обычный лет, надоевший пейзаж.