Web Analytics

Долгая дорога в Харьков - через «Катынь». Почему Анджей Вайда почти семьдесят лет не мог приехать на могилу отца? (фоторепортаж)

Пароль «Катынь». Харьков первым в Украине увидел новый фильм Анджея Вайды. Режиссер лично приехал на презентацию. К Харькову у него - особое отношение: здесь в апреле сорокового был расстрелян и похоронен его отец, капитан Якуб Вайда.

Анджей Вайда, режиссер: «Я очень долго шел к этому моменту – к посещению могилы моего отца, но я понимал, что пока я не сделаю фильма о «Катыни», я просто не могу сюда приехать. Мне очень нравится это кладбище, очень красивое, очень благородное. И мне нравится, что там помнят обо всех похороненных, не только об офицерах».

17 сентября тридцать девятого года Красная Армия вошла в Польшу. Почти 22 тысячи поляков были взяты в плен. Офицеры, ученые, инженеры и художники. Их вывезли в лагеря и спустя полгода расстреляли. В Катыни, Медном и Харькове.

Пуговицы - все, что останется от нас, говорит в фильме поручик Ежи.
Пуговицы и кресты находили в шестом квартале Лесопарка во время раскопок в начале девяностых. Тогда в Союзе впервые вслух заговорили о том, что так тщательно скрывали полвека: о массовых расстрелах польских военнопленных весной сорокового года.

Около четырех тысяч офицеров, вывезенных из Старобельского лагеря, расстреляли в подвале Харьковского управления НКВД за неполных сорок дней. Были дни, когда убивали больше 250-ти человек. Их хоронили в Лесопарке. Вместе с другими, расстрелянными, как враги народа.

Михаил Жур, председатель «Польского Дома» в Харькове, внимательно изучал старобельские списки. Каждый десятый из расстрелянных и похороненных здесь польских офицеров жил на территории Российской империи. Только из Харькова здесь порядка двадцати человек. В том числе, и внук декана медицинского факультета университета - родители уехали в Варшаву сразу после революции, мальчику был год.

Михаил Жур, председатель «Польского Дома» в Харькове: «Парень там заканчивает гимназию, заканчивает военное училище, становится подпоручиком артиллерии, участвует в событиях 39-го года, попадает в плен, долгое время находится в Старобельске, его привозят в Харьков. Парню было 23 года, и здесь он был расстрелян. Судьба парня такая удивительная: родился в Харькове и умер в Харькове, расстрелян в Харькове, не жил...»

Фильм - о Катыньском преступлении и Катыньской лжи. Так определяет ленту сам Вайда. Его отец - жертва Катыньского преступления. Мама - пострадала от Катыньской лжи. В сорок пятом Советский Союз обвинил Германию в расстрелах польских военнопленных. Это была официальная правда. Не согласиться с ней означало пойти против системы.

Режиссер все время подчеркивает: это фильм не против народа и не против людей. И в преступлении, и во лжи виноват режим. Для гитлеровской Германии и сталинской России люди, свободные и мыслящие, были одинаково опасны.

Анджей Вайда, режиссер: «Проблема была - как закончить фильм. Это был первый фильм, и разве можно было в нем не показывать само преступление? Думаю, нельзя. Но мне не хотелось его показывать как преступление. Это должно было быть прощание. И когда в этой темноте мы слышим музыку Пендерецкого, это звучит как вздох тех, кто был убит».

Смотрите фоторепортаж.