Web Analytics

Вспоминая о героях русско-японской войны

В этом году Россия отмечает столетие русско-японской войны. В 1904-м имперские интересы на Дальнем Востоке защищали и харьковчане. 122-й пехотный Тамбовский полк, который квартировался в то время в Харькове, был отправлен на фронт. Об одном из героев русско-японской войны -- харьковском офицере – корреспондент Медиа-группы "Объектив" Филипп Дикань.

Вскоре после начала войны с японцами на Дальний Восток отправился 122-й Тамбовский пехотный полк, который квартировался в Харькове вот в этих казармах на улице Московской, так тогда называлась эта часть Московского проспекта. Одним из батальонов полка командовал сорокачетырехлетний капитан Григорий Шувалов.

Русская армия сражалась на территории Китая, в Манчжурии. Однажды отряд капитана Шувалова удерживал от натиска японцев важную высоту. Командир повел свой отряд в ночную атаку.

Ирина Горошко, внучка капитана Григория Шувалова: Дедушка шел впереди отряда, закурив сигару, чтобы огонек был виден солдатам. Атака была очень сильная, и, по сути, весь этот отряд его, там никто не остался в живых. Были только тяжелораненые, в том числе вот и Григорий Степанович Шувалов. Разрывная пуля - это дум-дум называлось - она попала в иконку, которая была в нагрудном кармане мундира. Она поэтому его не убила, так сказать, насмерть сразу. Задела сердечную сумку, плечо и прошла через глаз, задев висок, наружу.

Внучка Григория Шувалова Ирина Горошко рассказывает, что дедушка три дня лежал без сознания на поле боя. Его не похоронили в братской могиле с солдатами только потому, что тела погибших офицеров полагалось отправлять домой. По пути к поезду, который должен был отвезти убитых в ночном бою офицеров на родину, капитан Шувалов очнулся. Он остался жив, но лишился правого глаза, а его левая рука не работала до конца жизни. За свой подвиг Григорий Шувалов получил орден святой Анны третьей степени, а после поправки офицер был представлен Николаю Второму. Герой войны мог попросить у государя любую награду.

Ирина Горошко, внучка капитана Григория Шувалова: На традиционный вопрос императора он попросил единственное, чтобы его дети - два сына и две дочери, одна из них моя мама - учились на казенный кошт.

Несмотря на инвалидность, Григорий Шувалов остался в строю. В годы первой Мировой войны он командовал бригадой. Но еще до революции ушел в отставку по состоянию здоровья. За заслуги император пожаловал Григорию Шувалову при выходе в отставку чин генерал-майора. В 1920-м году престарелого отставного генерала расстреляли в Крыму большевики.