Web Analytics

Подробности трагедии в харьковском аэропорту. Но «стройка останавливаться не должна»

Перевёрнутый кран и двое погибших. Запрет на работы в старом терминале аэропорта и тотальная проверка техники безопасности на объектах, где работают компании группы DCH. Подробности субботнего происшествия в харьковском аэропорту.

Вечером в пятницу, 8-го апреля, в здании со шпилем старого терминала харьковского аэропорта, обвалилась фасадная часть: колонны и навес центрального входа в аэровокзал. Об обрушении очевидцы сообщили в милицию. Никто не пострадал. В тот раз.

Старый терминал: до и после.

В пресс-службе группы DCH, в которую входит компания «Нью Системс АМ», арендующая здание коммунальной собственности и занимающаяся его реконструкцией, «МедиаПорту» сообщили: обрушение колонны – это плановая работа. Ещё несколько дней назад одну из колонн признали аварийной. А сразу после обрушения на сайте Международного аэропорта «Харьков» появилось сообщение.

Вот выдержка из него:

«В целях обеспечения безопасности на стройплощадке 5 апреля было принято решение обрушить аварийный портал. Дата и время планового обвала (вечер пятницы) были выбраны с целью минимизации рисков. Плановый обвал был успешно проведен, соответствующий комплекс работ был выполнен с учетом всех норм и требований по технике безопасности и охране труда».

Но уже на следующий день эта информация исчезла со страницы аэропорта. Переход по ссылке выдаёт ошибку 404 (страница не найдена).

Из-за «планового обрушения» в здании повредились конструкции. Железобетонные плиты старого терминала представляли угрозу. И потому в субботу, 9-го апреля, рабочие попытались их демонтировать. Опытный специалист, генеральный подрядчик реконструкции в старом здании аэропорта Сергей Евель на заседании комиссии в горсовете описывает хронологию событий. Строитель собран, но на нём «нет лица». Погибли его подчиненные.

Сергей Евель, гендиректор генподрядчика ОАО «Стальконструкция»: «…Во время обрушения обвисли железобетонные плиты, соединяющие колонны со зданием терминала. Сегодня мы работали над тем, чтобы эти плиты демонтировать. Во время демонтажа плит работал 70-тонный кран и локтевая 18-метровая вышка. Люди находились на 18-метровой вышке, демонтировалась плита...»

«Кран упал, задел вышку, люди выпали из вышки, с шестиметровой высоты, и погибли, к сожалению. Причина падения крана сейчас устанавливается, я не могу сразу говорить, почему это произошло. Погибло два человека. […] Оба женаты, у одного из них – дочь 84-го года рождения. О другом сведений в отделе кадров нет», – продолжает Евель.

Директор компании-заказчика работ «Нью Системс АМ» Владимир Васильченко будто оправдывается: «плановое обрушение» было совершенно необходимым. Есть заключения всех экспертов. Бизнесмен добавляет: здание могло разрушиться в любую минуту.

Владимир Васильченко, директор компании «Нью Системс АМ»: «С 5-го по 6-е число, насколько я помню, были проведены исследования, которые... с помощью институтов и специалистов... которые могут ответить на эти вопросы компетентно – о том, что несущая способность этих основных, визуально видимых колонн, она совершенно не отвечает никакой технике безопасности, и велика опасность их самостоятельного обрушения. Такой был акт составлен, я его в пятницу видел, свидетельствовал его, и эта работа была проведена. Но, к сожалению, на следующий день, я не могу дать технических комментариев по этому вопросу, потому что я не являюсь строителем, но за 50 с лишним лет эксплуатации здание пришло в реальную негодность, и учитывая, что по нашему мнению, если бы эти работы по демонтажу штукатурки не были произведены, то в один прекрасный момент оно могло бы обрушиться самостоятельно…»

Демонтаж штукатурки, о котором говорит Васильченко, – это то, на что у арендатора помещения было разрешение. Проекта реконструкции объекта у инвестора ещё нет.

Руководителя компании, выступающего на трибуне, перебивает вице-мэр Александр Кривцов.

Александр Кривцов, 1-й заместитель мэра Харькова: «Одну секундочку, давайте мы не будем путать работы по демонтажу штукатурки и работы, связанные с обивкой того, что усовершенствует внутреннюю поверхность, и мы видели, что вы эту работу проводите, она никак не влияла на несущую способность, она никак не вела ни к каким неприятностям, поэтому, понимая, что штукатурку в любом случае нужно отбивать для того, чтобы ускорить процесс, вам было дано разрешение, и акт этот я смотрел, абсолютно нормальный. Мы присутствовали, на здание это смотрели, но мы ж не имели ввиду, что вы полезете в конструкцию здания, не имея проекта утвержденного!»

Начиная с понедельника, происшествием будет заниматься специальная комиссия во главе с начальником Государственной архитектурно-строительной комиссии Александром Мальцевым. Он утверждает: сначала нужно «проверить безопасность» и только потом начинать разбирать здание.

Александр Мальцев, начальник ГАСК: «Первое, что заказчик должен сделать, – это провести полное обследование здания. Полное техническое обследование с техническим заключением. Второе, что нужно сделать, – немедленно сделать проект производства работ по снятию перекрытий, который должен быть утвержден службами и прежде всего Госгорпромнадзором, как мы это и делаем. Потому что, на мой взгляд, сегодня всё зависит от того, как планируется проведение работ. Здесь какая-то ошибка была в планировании работ… По снятию перекрытий, по технике безопасности».

«Сделать полное техническое обследование здания. И это вложить в проектные решения. Никаких разрешений, никаких работ производить там нельзя, пока этого не будет сделано. Даже по снятию штукатурки, потому что при техническом обследовании поймут люди, которые имеют право на обследование, где нужно снять штукатурку, чтобы произвести испытания материалов и так далее. Мы изучим техническое заключение…поэтому, на наш взгляд, поторопились с обрушением», – говорит Мальцев.

Ещё одно решение – проверка на технику безопасности от ГАСК с привлечением «других государственных организаций» по всем объектам, где работает «Нью Системс АМ».

Городской голова Геннадий Кернес (с президентом DCH Александром Ярославским у него натянутые отношения ещё с мэрских выборов) акцентирует внимание на ответственности за происшествие. Вместе с вице-мэром Кривцовым, который возмущен «безобразием», он обращается к инвесторам: «никакие инвестиции не стоят человеческих жизней».

Ближе к концу заседания мэр и вовсе решил пошутить. По-чёрному. Спросил, что со строящейся по улице Тринклера гостиницей – «не падают ли и там краны?»

Решение комиссии документально оформят до понедельника. Его содержание озвучил Александр Кривцов.

Александр Кривцов, вице-мэр Харькова: «Необходимо немедленно завершить работы по разработке проектной документации, связанной с реконструкцией, утвердить его в установленном порядке, получить разрешение на проведение реконструкции этого объекта, повысить ответственность Сергею Михайловичу Евелю для персонала, который ведет там организацию работы, привлечь к ответственности всех тех лиц, которые, может быть, не будут попадать под уголовную ответственность, но в дисциплинарном порядке, как должностные лица, они обязаны понести ответственность, поскольку недосмотрели. Там есть кому в тюрьму сесть, по всей видимости…И при этом мы должны понимать, что стройка останавливаться не должна… Надо буквально в течение месяца все вопросы эти осуществить, может быть, даже в более сжатые сроки, для того, чтобы продолжить работу по реконструкции и восстановлению».

Напарников-высотников, погибших на стройке, похоронят в понедельник. Городские власти обязались помочь их семьям с похоронами. Одному из строителей было 49, другому – 51.

Смерть на новостройке к Евро-2012 – не первый случай. В 2009-м году «МедиаПорт» писал о происшествии во время строительства нового терминала Международного аэропорта «Харьков». Два года назад, в день защитника Отечества, металлической плитой весом в полтонны придавило 47-летнего монтажника. Мужчина приехал реконструировать харьковский аэропорт из Донецка. Причиной смерти рабочего определили нарушение технологии, спешку и неосторожность.