Web Analytics

Кредит доверия взамен банковского кредита

Харьковский авиазавод рассчитывает на государственную помощь, обещанную Кабмином. Анонсированный губернатором кредит ХАЗ пока не получил.

Последний раз сотрудникам харьковского авиазавода заплатили за октябрь 2010 года.

Теоретически у коллектива ХАЗа существует несколько путей решения проблем с долгами по зарплате: обратиться в прокуратуру, Службу посредничества и примирения, продать часть имущества или организовать уличные акции, с требованием заплатить заработанное.

Прокуратура – не выход, считает начальник профкома Харьковского авиазавода Михаил Погорелов. По его словам, задача прокуроров – найти виновного в невыплате зарплаты и наказать его.

«Если бы в профкоме была уверенность, что такое обращение поможет людям получить деньги, мы бы это сделали. Эти способы хороши, если деньги на предприятии есть, но их не платят», – говорит Погорелов.

По словам руководителя профкома, между рабочим коллективом и администрацией предприятия конфликта нет и «директор действует прозрачно и понятно для работников».

Именно поэтому не подходит сотрудникам предприятия и второй путь – обращение в Службу посредничества и примирения.

«Три-четыре года назад мы обращались туда, но там опять же трудовой спор между администрацией и рабочим коллективом. То есть это может работать как путь отнимания денег, но не как путь поиска средств. А мы нуждаемся именно в том, чтобы найти деньги», – объясняет Погорелов.

Вопрос продажи части имущества предприятия для того, чтобы найти деньги на зарплатные долги, как поступил завод имени Шевченко, по словам главы профкома, на ХАЗе даже не рассматривается. Поскольку в Коллективном договоре между администрацией и рабочим коллективом записано, что первая задача обоих – сохранение завода как целостного комплекса по производству самолетов.

Что касается уличных акций протеста, то за полгода, в течение которого работники авиазавода сидят без зарплаты, такие разговоры на предприятии возникали не раз. Но ХАЗовцев останавливали обещания.

В апреле это было обещание губернатора Михаила Добкина: добыть для завода кредит в размере 200 миллионов гривень.

Михаил Добкин, председатель Харьковской облгосадминистрации (21.04.2011): «Сегодня проводится работа по получению кредита для Харьковского авиационного производственного предприятия, все необходимые документы в Киеве, отданы в "Укрэксимбанк", речь идёт о получении 200 миллионов гривень под производство заказа или восстановление заказа по туркменскому контракту. Я абсолютно уверен, что в течение этой и следующей недели все необходимые действия будут сделаны – и предприятие получит возможность выполнить заказ и рассчитаться с долгами по заработной плате».

Туркменский контракт – это Ан-74, который Туркменистан заказал ХАЗу около года назад.

Как рассказал «МедиаПорту» первый заместитель начальника Главного управления промышленности, транспорта и связи Харьковской обладминистрации Игорь Колот, все необходимые для получения кредита документы уже поданы в банк (это «Укрэксимбанк», 100% акций которого принадлежат государству в лице Кабинета Министров Украины), но «добро» пока ещё не получено. По информации Колота, кредит предполагается получить не под залог имущества предприятия, а непосредственно под туркменский контракт.

В управлении прогнозируют, что, возможно, завод получит кредит в мае.

Срок получения кредита, названный губернатором, истёк 29 апреля.

Но в этот же день появилось новое обещание ХАЗу – на сей раз от центральной власти.

29 апреля в Киеве под председательством первого вице-премьер-министра Андрея Клюева состоялось расширенное совещание по развитию отечественной авиационной промышленности.

По итогам совещания ХАЗ получил обещание государственной поддержки производственной деятельности завода.

На предприятии уверены, что на этот раз речь идёт о конкретных действиях, поэтому решили с протестами повременить

Тем временем на Харьковском авиазаводе увольняются рабочие. Конкретную цифру в профкоме не называют, но утверждают, что до «критической массы», когда завод останется без специалистов, которые необходимы для выполнения контрактов, пока не дошло.