Web Analytics

Сезонный скачок или сговор производителей. Почему в Украине дорожает бензин?

На 60-70 копеек подорожал бензин на харьковских заправках. Литр 95-го сегодня стоит до пяти с половиной гривен. После январского снижения цены вернулись на прежний уровень и даже преодолели прошлогодний рекорд.

Дорожает опт - традиционно объясняют новые ценники предприниматели, которые торгуют топливом в розницу. И добавляют: Украина движется в Европу, в том числе и такой ценой. Приводят цифры мирового рынка: мол, нефть вон аж когда перешагнула барьер «сто долларов за баррель».

Эксперты топливного рынка с таким объяснением не соглашаются: говорят, если мировые цены и влияют на украинские, то не существенно.

Богдан Гузь, эксперт: «Внутри предпринимательских кругов, занятых на нефтерынке, есть слухи о том, что это просто сговор нефтезаводов. Потому что сейчас на рынке Украины цена нашего бензина на наших нефтезаводах – отпускная – уже чуть-чуть дороже, чем если привезти импортный, растоможить и заплатить все налоги. При одинаковой цене купим импорт. И на заправках будет у всех «Прибалтика, Белоруссия». Сразу после этого наши нефтезаводы будут затовариваться, им будет некуда девать топливо, и они будут цену сбрасывать. Но для этого нужно время, пока завезут импорт. В большом количестве!»

А еще стоит Кремечунгский НПЗ, один из крупнейших украинских производителей бензина, а значит, на рынке дефицит. А еще - система возмещения НДС стимулирует импорт. Это больше касается газа, чем бензина, но в целом тоже влияет на цены.

Водители говорят: может быть, и смирились бы с европейской ценой, если бы к ней прилагалось европейское же качество. К тому же, ТАМ - акциз 300-400 евро на тонну, а у нас - впятеро меньше.

Олег Колесник, Харьковский автоклуб: «Там и расход из-за качества меньше. Если пересчитать, учесть все факторы, может быть европейский водитель на сотне километров денег реальных тратит намного меньше чем мы. У нас сейчас реально, если пересчитать экономически, топливо дороже, чем в Европе. Потому что мы не платим тот акциз, который платит европейский потребитель».

Уверенных прогнозов - как поведет себя цена на бензин - эксперты избегают. Говорят, украинский рынок непредсказуем: слишком много факторов на него влияют. Зато просчитывают поведение потребителей: городские водители пересядут на малолитражки - их с каждым днем все больше на дорогах Харькова. Таксисты выберут газ - он вдвое дешевле. Пенсионеры вообще откажутся от личного транспорта: максимум картошку с дачи привезти.