Web Analytics

Музей старинных бутылок не для любителей выпить

Пятьсот стеклянных бутылок со времён античности и Средневековья до начала XX века собрал харьковский коллекционер Владимир Коваль. Все они помещаются у него в квартире. Винные бутылки, сосуды для конфет, табака, грибов и даже яда. За границей коллекционирование бутылок — модное и популярное увлечение. В Украине музей Владимира Коваля — единственный.

Коллекционировать бутылки Владимир Коваль начал случайно 13 лет назад. Говорит, первый экземпляр, весом полтора килограмма, нашёл в обычной яме.

Владимир Коваль, коллекционер бутылок: «Идя по Клочковской, я увидел в яме непонятный предмет. Не поленился спрыгнуть в котлован и нашёл это».

Сейчас у Владимира 500 бутылок — от больших до миниатюрных, — в которых средневековые девушки хранили косметику. Современные бутылки Владимир не собирает — говорит, не хватит полок. Максимум начало XX века. Новые экземпляры коллекционер ищет сам: ходит с лопатой по стройкам. Ещё присылают заграничные друзья и дарят археологи. Если старинную тару находят строители, отдают коллекционеру за бутылку водки.

Этот античный сосуд Владимир Коваль датирует II веком нашей эры. Говорит, его нашли в одном женском погребении. В таких бутылках французы хранили трюфели, а в таких — табак. Возраст бутылки и её историческую Родину Владимир Коваль определяет по клейму. В основном это инициалы или семейный герб винодела. В России клеймить тару приказала Елизавета. Таверны, которые покупали некачественное вино, штрафовались, а слуги императрицы били там всю посуду.

Владимир Коваль, коллекционер: «Были клейма «истина в вине», «живи и радуйся», медуза Горгона нарисована, гроздья винограда».

Эти бутылки, похожие на керамические, тоже из стекла. Им не меньше 200 лет. Владимир Коваль говорит, патина — первый признак того, что бутылку сделали не по технологии.

Владимир Коваль, коллекционер: «Вначале оно становится радужным, через годы, десятилетия, века появляется такой налёт. Если эту бутылку ободрать, она будет матовая, с радужным отливом».

За границей, говорит Владимир, такие бутылки стоят целое состояние. Их покупают и продают на аукционах. Например, за эту стеклянную чернильницу в виде раскрытого зонтика владелец просит полтора миллиона долларов. Ездить на заграничные торги харьковский коллекционер не может, а по почте пересылать стекло не разрешается. Между тем имя Владимира Коваля заграничным бутылочным коллекционерам известно. Его статья появилась в «Британском бутылочном обозрении». Сейчас Владимир собирается написать о своей коллекции целую книгу.