Web Analytics

Семь художников под одной буквой

Картины художников объединения «Литера А» не выставляли вместе, в одной галерее, 10 лет. В Муниципальной галерее выставлены работы 80-х, 90-х годов и современные.

Молодые художники, которые не хотели работать в духе «классического», общепринятого в 80-х годах стиля, создали свою организацию, рассказывает художник Виталий Куликов, бывший в то время членом правления Харьковской организации Союза художников Украины. Главным организатором объединения «бунтарей» был художник Андрей Пичахчи, его единомышленники-коллеги — Алексей Борисов, Андрей Гладкий, Сергей Братков и Алексей Есюнин. В 1989 году они создали при Союзе художников объединение «Литера А».

Королева красоты, Андрей Пичахчи, 1989 год

О страшном и дорогом, Алексей Борисов, 1989 год

Голубая лессировка, Андрей Пичахчи, 1992 год

Пицца в бомбардировщике, Сергей Братков, 1993 год

Алексей Борисов, Андрей Гладкий, Татьяна Тумасьян

Сначала авангардный стиль молодых художников коллеги не поддерживали, рассказывает Куликов: «Эти ребята, которые были ориентированы на русский авангард начала прошлого века, на западное искусство, считались «левыми» художниками. И их держали в Союзе художников под колпаком в надежде на то, что их удастся перевоспитать». Сам Куликов курировал «Литеру А». Его работы тоже были «в оппозиции от официального стиля».

Солнечный ветер, Виталий Куликов, 2007 год

Лидер, Виталий Куликов, 2009 год

Виталий Куликов

Одна из успешных выставок «литеровцев» — «Памяти Ван Гога» — состоялась в 1990 году. Все картины художников, которые участвовали в выставке, были со временем проданы, рассказывает Алексей Борисов.

В 1991-1992 годах молодыми «литеровцами» заинтересовался иностранный галерейщик Дизи (Дитрих) Нюрнбергер.

Виталий Куликов, художник: «Он приехал сюда из Нюрнберга в составе делегации муниципальной. Ему было интересно познакомиться с харьковскими художниками [...] И он разыскал эту группу, в общем, совершенно случайно. Он ходил по коридорам муниципалитета (нынешнего горсовета — ред.) в составе делегации или сам, пытаясь каким-то образом найти адреса людей, которые его интересуют. Будем говорить, нестандартных людей. Не членов Союза. Ему говорили, что есть председатель правления Союза художников, вот члены правления. Он от этого всего открещивался. Говорил: «Меня это не интересует, меня интересуют художники».

Портерт Дизи Нюрнберга, Алексей Есюнин, 2004 год

В здании муниципалитета Дизи встретил молодых джазистов, которые знали Андрея Пичахчи. Узнав, что «Литера А» является противоположностью официального Союза художников, немец решил встретиться с участниками объединения. Дизи поочерёдно и группами приглашал «литеровцев» выставлять картины в его галерее в Нюрнберге. Многие выставки были коммерчески успешными, вспоминает Куликов. Художник Алексей Есюнин на вырученные деньги тогда купил себе квартиру.

После успеха молодых художников с ними захотели «дружить» и другие их коллеги. Иногда они выставляли свои картины вместе с «литеровцами».

Последняя совместная выставка «бунтарей» была в 2000 году, рассказывает Борисов.

Выставка «25 лет творчества» посвящается юбилею «Литеры А», который состоится в следующем году. Здесь картины пятерых постоянных «литеровцев», куратора и участника объединения Виталия Куликова и художника Виталия Чумаченко, который работает в стиле «литеровцев» и участвовал с ними в выставке «Памяти Ван Гога». Каждый художник выставил картины ранние и современные.

Выставка в Муниципальной галерее продлится до 13 сентября.