Web Analytics

Герои Чехова в костюмах цвета металлик и с диктофоном. На «Новой сцене» премьера – «Йа, Чайка»

Юбилей харьковского театра «Новая сцена». Артисты отмечают десятилетие со дня создания коллектива. Знаменательное для актёров событие в театре решили отметить спектаклем, созданном по пьесе «Чайка» Антона Чехова. Режиссёр постановки Николай Осипов называет этот спектакль определяющим в жизни театра.

Название спектакля «по-олбански», современная музыка со сцены и космические костюмы актёров. Театр Центра современного искусства «Новая сцена» 15 мая отметит 10-й день рождения. В театре дают новый спектакль - свою версию чеховской пьесы назвали «Йа, Чайка».

Никакой «отсебятины» и изменений слога классика. Руководитель Центра современного искусства, режиссёр театра Николай Осипов - вместе с коллективом он готовил премьеру больше полугода - рассказывает: актёров на роли в спектакли подбирал в режиме настоящего марафона. Из двух десятков человек, принимающих участие в репетициях, роли получили десять. Кто-то не выдерживал долгих репетиций - спектакль длится почти два с половиной часа - у кого-то не получалось играть так, как было задумано.

Пьесу о любви в театре осовременили - но, подчёркивают в «Новой сцене», эта современность проявляется лишь внешне. К примеру, герой Тригорина, вместо блокнота, куда он ведет записи, использует диктофон. Нина Заречная на сцене исполняет песни, которых в 19 веке ещё не существовало. На некоторых актёрах - костюмы, напоминающие скафандр. В театре рассказывают: одежда передает настроение, она тоже «говорящая». Только о чём она «говорит», каждый поймёт по-своему.

Актриса Екатерина Леонова - она на сцене в образе Нины Заречной - не называет свою роль сложной. Играть ту, кто в пьесе покорял сердца, молодой актрисе нравится. Единственное, в чём была сложность - сыграть так, чтобы современный зритель понял.

Екатерина Леонова, актриса: «Отсебятины в спектакле никакой нет. Не позволяется у нас слова говорить от себя. В этом-то вся сложность: потому что в принципе так как в пьесе, сейчас никто не разговаривает. Понимаете? «Я всё решила! Жребий брошен бесповоротно!» - это ж ещё надо сказать, чтобы вы сидели в зале и верили мне! Чтобы я, в первую очередь, сама себе верила».

Тимур Громыко в спектакле играет роль Тригорина. О своём герое актёр говорит так: «Тригорин - это сам Чехов». Играть самого Чехова Тимуру по душе. К спектаклю он, как и весь коллектив театра, перечитал не только чеховские произведения, но и литературу, к которой был не равнодушен писатель. «Йа, Чайка», обещают в театре, откроет зрителю «другого Чехова»

Тимур Громыко, актёр: «Когда человек читает Чехова, у него есть какое-то представление об этом авторе, исключительно с исторической точки зрения, то есть то, что нам показывает телевизор, я не знаю, пишут газеты, какая информация долетает о Чехове. Долетают только дифирамбы, безусловно, это гений, но гений, который жил обычной нормальной жизнью, как мы с вами».

Герои Чехова - это то, с чего начиналась «Новая сцена», рассказывает режиссёр спектакля Николай Осипов. В 90-е коллектив уже ставил «Чайку». В 2010-м, надеется режиссёр, Чехов станет толчком к новому периоду жизни театра.

Николай Осипов, режиссёр: «Мы когда-то начинали с Чехова, может, мы и закончим им. Если удастся, мы сделаем следующий шаг. Не удастся - мы закончим как «Новую сцену», потому что продолжать то, что уже мы сделали, мне неинтересно. Для развития нужно сделать следующий шаг. Топтаться и делать то, что уже нравится нашим зрителям и так далее, мне неинтересно. Мы должны всё время двигаться, всё время меняться. Очень легко будет понять, что такое «Новая сцена» сейчас. На фоне того, что уже вышло. В том числе и нам понять, чем мы отличаемся от других. И отличаемся ли. Или мы как бы повторяем формы, штампы, всё, что до этого сделано. Это не значит, что мы весь спектакль сделали так, как ни у кого. Но если там есть 5-10, 20 секунд своего, значит, это уже имело смысл. Значит, именно эти 20 секунд - это и есть мы».

Когда состоится премьера - на странице Афиша.