Журнал «Новый мир» сегодня. Авторы, тиражи, отношения с государством

На фестивале «Окна Роста» Андрей Василевский, редактор «Нового мира» и Татьяна Тихонова, редактор интернет-проекта «Журнальный зал» рассказали о том, как живут сегодня «толстые» литературные журналы.

Журнал «Новый мир» - один из старейших русскоязычных ежемесячных литературно-художественных журналов. Он издаётся в Москве с 1925 года - и, как отметил Василевский, не прекращал выходить даже в годы войны, - а вид свой не меняет со второй половины 40-х. Категории тоже остаются классическими: проза, поэзия, критика, рецензии, - содержание, однако, меняется вместе со сменой времён, авторов и масштабности самого журнала. «Популярность» для авторов, вошедших в литературу в девяностые или двухтысячные - означает известность у достаточно узкого сегмента читателей, по сравнению с временами, когда тиражи подобных журналов были миллионными. Сегодня, для сравнения, тираж «Нового мира» - 4800. Впрочем, по словам Василевского, в последние годы темпы падения тиражей литературных журналов начали затихать, происходит стабилизация.

Существует «Новый мир» за счёт двух источников - подписка и государственная поддержка. Его главный редактор утверждает: в 90-годы Министерство печати оказывало помощь если не абсолютно всем, то большинству газет и журналов безо всяких условий, просто чтоб они были. Сейчас, чтобы Агентство по печати предоставило помощь, необходим социально-значимый проект. Литературный журнал «сам по себе» таким проектом считаться не может, поэтому, чтобы получить грант, редакция каждый год придумывает какую-то идею, которая должна объединить часть материалов. Впрочем, Андрей Василевский, главный редактор журнала с 1998 года, говорит: «Я не помню случая, чтобы мы печатали что-то ради получения вот этих грантов у государства, в конечном счёте, мы делаем то, что мы считаем нужным. Такого рода государственная поддержка нам не жмёт».

В качестве примера такой идеи Василевский рассказал о «социально-значимом проекте» 2009 года. Он назывался «Новый мир литературы за пределами двух столиц» - речь шла о приоритетной публикации произведений людей, живущих не в Москве и не в Петербурге, литературных столицах России, а в регионах, других странах бывшего СССР, Германии, Израиле, США и др. В том числе, уточняет Василевский, они напечатали довольно много украинских авторов - как русско-, так и украиноязычных. В частности, в 2009 в «Новом мире» выходили проза и стихи Сергея Жадана, проза Татьяны Малярчук, произведения киевлян Михаила Назаренко, Яны Дубинянской, жительницы Донецка Ульяны Гамаюн, давнего автора журнала харьковчанина Станислава Минакова, одессита Бориса Херсонского.

Проект на 2010 год – «Литература факта». В этом году «Новый мир» будет делать ставку на документальность: архивы, мемуары, дневники - и художественная литература с той или иной документальной основой.

За год в журнале публикуются тексты 150-170 авторов. Примерно половина из них – «свои» авторы «Нового мира». Такое «ядро», по мнению Василевского, так же необходимо «толстому» литературному журналу, как чётко обозначенная периодичность выхода. Новые авторы попадают в журнал по рекомендации уже известных, через литературные конкурсы. Вероятность напечататься «через самотёк», придя с улицы, достаточно низка. Крайне редки также - но всё же происходят - и случаи, когда редакция журнала первой обращается к автору с предложением публикации.

«Новый мир» существует, как многие другие журналы такого типа, в бумажной и электронной версии - размещённой в своего рода электронной библиотеке периодики «Журнальный зал». Сейчас в «Журнальном зале» около 30 толстых литературных журналов. Большинство их бумажных версий выходят в России. Однако, 3 журнала печатаются в Нью-Йорке, 3 в Германии, 3 в Израиле. Украинского нет ни одного - никто из Украины, говорит Татьяна Тихонова, редактор проекта, не подавал заявку.

Расширять этот круг Совет «Журнального зала» не торопится - ведущие проекта, существующего с 96 года, придирчиво следят за его качеством. У части журналов электронная версия соответствует бумажной полностью, кто-то выкладывает в свободный доступ только половину или две трети каждого номера, кто-то весь - но только через месяц после его выхода. Татьяна Тихонова считает: по «Журнальному залу» можно отслеживать отношение современных читателей к серьёзной русской литературе. Портал посещают 15-16 тысяч человек в день, из них из России - примерно половина.

Редактор: 

Тема

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.