Web Analytics

Харьков – «ZA JAZZ»! В городе начался Второй международный фестиваль джаза (интервью с Алексеем Коганом)

Первые аккорды фестиваль прозвучали в пятницу. Несмотря на то, что это только второй джазовый слет в Харькове, он уже имеет статус звездного – среди гостей, которые выступят на нем, не просто известные музыканты, а легенды мирового джаза. Ведет фест известный джазовый журналист, радиоведущий, тонкий знаток джаза из Киева Алексей Коган. С ним – интервью «МедиаПорта».

- Алексей, хочу начать с прошлого. После окончания первого, прошлогоднего фестиваля, какие были ожидания?

Алексей Коган: Вы знаете, я ничего не ожидал, я просто убедился, что в Харькове есть люди, которые вопреки всем прогнозам, всем правилам сделали то, что если бы не захотеть, то можно и не сделать. Вот это произошло благодаря тому, что в Харькове есть сумасшедшие люди. Говоря фразой Михал Михалыча Жванецкого, которые делают все вопреки и невзирая. На первом фестивале не было помпы. Что меня поразило, и я об этом потом говорил на многих фестивалях, и это не проявление какого-то там национализма, тем более что, если о национализме в Украине говорит человек по фамилии Коган, это смешно получается, организаторы показали большое количество украинских музыкантов и, что самое главное, харьковских музыкантов. Мог кто-то обвинить их в излишней, показной любви к своему городу, но, по-моему, из тех, кто остался в Харькове, на сцене тогда были лучшие. Засветили молодежь. Привезти известных музыкантов на фестиваль, чтобы потешить собственное самолюбие или выпятить лишний раз собственное эго – это, конечно, хорошо. Но мне кажется, как человеку креативному, на фестивале интереснее находить новые имена, когда фестиваль открывает какое-то имя и дает этому имени дорогу. Вспоминая тех, кто играл на фестивале, я считаю, что открытием первого феста стали Чупахин и «Acoustic Quartet». И если происходит хотя бы одно открытие такого рода – это уже хорошо. Открыли мы для себя «Доктор Джаз», которые, вроде, ничего особенного и не играли, но вот есть у них нечто, что позволяет на фестивале хорошо выглядеть. Я считаю, что перед тем дурдомом, который начался вчера, прошлый фестиваль был хорошей пробой сил «а сможем ли мы». Выходит, что смогли. Первый фестиваль был теплым, домашним, он прологом фестиваля «ZA JAZZ». Ну, а когда я узнал, что среди участников Рон Картер – я понял, что здесь заваривается серьезная каша.

- Коль мы заговорили об именах. Алексей, для тех, кто просто любит джаз, не являясь его тонким знатоком, а то и совсем мало знаком с этой музыкой, но собирается прийти, не могли бы Вы охарактеризовать тех, кто будет выступать на фесте.

Алексей Коган: - Могу. Я советую людям, которые с джазом никогда не слышались, послушать Сережу Давыдова. Это тонкий музыкант, это лирик настоящий. Причем кто-то может сказать: Давыдова, мол, слишком много. Ну и что? Давыдов, я знаю, будет играть с Анатолием Герасимовым – не последним человеком в российском джазе. Давыдов будет играть – вот тут не могу быть вполне объективным, это мой очень старый друг и прекрасный контрабасист – Мариушем Богдановичем. Причем шары тут не будет. Я сначала думал: ну что это такое, Богданович приедет в день фестиваля и сразу играть – ну что это такое? Оказывается, Мариуш здесь уже третий день, они репетируют. А значит, они не будут выезжать на индивидуальном мастерстве, репетиции – это совсем другое. Вот это называется подготовка к фестивалю!
Советую обратить внимание на певицу Крис МакНалти – в принципе, не звезда, но крепкая американская певица, с которой играет совершенно сумасшедшая «звезда», но которая совершенно об этом не знает – Пол Болленбек. Джордж Бенсон сказал, что паблисити его не интересует ни на одну секунду, ему на это наплевать. Но он рвет по три комплекта струн на гитаре во время выступления, и так в Нью-Йорке никто не играет никто. Хотя внешне он в себе настолько, что другому там места уже не хватает.
Почему-то для меня абсолютный хедлайнер, абсолютная «звезда» - барабанщик Адам Ньюсбаум. Когда я узнал, что он приедет на фестиваль, я очень обрадовался, потому что Ньюсбаум на барабанах – это уже подтверждение некоего уровня.
Марсьяль Соляль – без комментариев. Не думаю, что Соляль понравится непосвященным людям, скорее всего, нет, потому что это очень сложная музыка. Но увидеть в Харькове человека, через руки которого каждые два года проходят музыканты, которым впоследствии суждено стать «звездами» европейскими... Поэтому, кстати, советую молодым музыкантам харьковским не проспать и пойти 24-го в 10 утра на мастер-класс Соляля (который пройдет в консерватории – авт.).
Рон Картер – вообще без комментариев. Даже хотя бы пользуясь газетными клише, увидеть человека, который 15 лет играл с Майлзом Девисом. Хотя, с другой стороны, совсем недавно вышла биография Рона Картера в Америке, и вместо эпиграфа там написано: «Мне очень хотелось бы верить, что для тех, кто будет читать эту книгу Рон Картер это не только контрабасист Майлза Девиса». Конец цитаты.

В общем, будет много имен и не только «звезд», но и просто отличных крепких музыкантов, кого-то я наверняка забыл. Кстати, несколько музыкантов специально под фестиваль «подставили» мы – партнеры «ZA JAZZ» «JAZZ IN KIEV». Мы привозим сюда, наверное, редкого исполнителя – их и так можно перечесть на пальцах одной руки – исполнителя джаза на хроматической губной гармонике. Это квартет Хендрика Мёркинса – наполовину немца, наполовину фламандца, который живет в Америке много лет, женат на бразильянке и является одним из самых убедительных исполнителей бразильской музыки, не являясь бразильцем. С ним приезжает человек, чья жизнь была связана с Харьковом, прекрасный пианист Миша Цыганов. Шестнадцать лет он живет в Нью-Йорке. В свое время он играл с Сергеем Давыдовым, и Цыганова очень хорошо знают харьковские музыканты.

Наконец, вы увидите «Схід-Side», вам повезло. Для тех, кто с джазом незнаком, могу сказать, что на контрабасе в этом составе будет играть не басист «Океана Эльзы» Денис Дудко, а контрабасист группы «Схід-Side» Денис Дудко, что в принципе, как говорят в Одессе, не одно и то же. В общем, все это надо слушать. Причем, это ведь фестиваль, а не конкурс, скажем, пианистов, то есть здесь будет звучать много разной музыки: от традиционной до латино, от мейнстрима до хард-бопа. Ну, и харьковские музыканты, которым наверняка и стены помогут.