Web Analytics

Современные кобзари привезли свои инструменты в Харьков

Лира колесная, гусли крылатые и бандура панская. Выставка национальных инструментов украинских кобзарей открылась в Доме народного творчества. Все бандуры сделаны вручную самими исполнителями — современными кобзарями. Сегодня на инструментах играли авторы. Зачем кобзарю нужно обязательно побывать в Карпатах, учить философию и не стесняться людей — знает Александра Митина.

Для современных кобзарей Харьков — до сих пор столица. В восемнадцатом веке город был центром незрячих бандуристов. Кобзари сегодняшние, по их собственному признанию, просто реставрируют традиции.

Василий Буяновский, бандурист: «Коли сліпі кобзарі, незрячі грали, вони повністю віддавалися співу. От я, наприклад, зрячий і я реставрував, я можу задивитись на дівчину красиву — і вже не можу так душу вложити, а він — постійно».

Главное для кобзарей — единство, как шутят бандуристы на современный лад, «корпоративность». И обязательно — понимание философии кобзарства: прежде всего морали бандуриста. Это — первый вопрос на традиционном экзамене, который сдает каждый ученик.

Горітимуть гори, горітимуть луки! Будуть грішним душам пекельниє муки.

Все инструменты сделаны кобзарями для себя — вырезаны из специального «резонансного» дерева. Единственное подходящее растет в Карпатах. Но найти материал — это еще пол-дела: на то, чтоб создать инструмент, уходит не меньше месяца. Это если работать по восемь часов в сутки. Оценить готовую бандуру в денежном эквиваленте невозможно.

Николай Товкайло, бандурист: «Як оцінити? От уявіть собі: ви зробили собі інструмент. Це дорого чи дешево? І дорого, і дешево. Дешево, тому шо ви не купуєте, не тратите гроші, а дорого, тому що ви своїми бучками це зробили».

Кобзарь настоящий, рассказывают бандуристы, играет на улице — для людей, а не для милостыни. Но сегодня уличные концерты, как и профессия кобзаря, уже не так престижны, как два столетия назад.