Web Analytics

Общественные слушания: места и зрелищ

Обязаны рассмотреть, но не обязаны выполнять. Завтра в Харькове в здании Киевского районного совета в 10.00 начнутся общественные слушания о защите Лесопарка и зеленых насаждений. Кто может попасть на них и каких результатов ждать – «МедиаПорт» подготовил ликбез.

Первое и самое главное правило: каждый житель города имеет право на участие в обсуждении вопросов городской жизни. Так написано в статье 19-й городской конституции – Уставе территориальной громады Харькова. Его власти утвердили почти 3 года назад в июле 2007-го. Тогда документ вызвал множество споров и дискуссий именно в части проведения общественных слушаний.

Власти закрепили: инициировать общественные слушания могут минимум 20 харьковчан. А чтобы провести обсуждение нужно собрать не меньше 1 тысячи подписей. Тогда противники нововведений подчеркивали: для объявления общественных слушаний мэру собирать подписи не нужно. Зачем так должны поступать рядовые горожане. Но так или иначе устав был принят и зарегистрирован. Найти его среди документов на сайте городского совета несложно – городская конституция в открытом доступе, нужно только зарегистрироваться.

Пять вариантов - один «обяз»
В уставе есть не только правила проведения общественных слушаний, но образцы документов, которые должны предоставлять мэрии инициаторы. Такие правила и для иных форм «решения территориальной громадой вопросов городского значения».
В документе прописано пять различных вариантов, как харьковчане могут поднимать важные проблемы:
1. Местный референдум (ст. 21)
2. Консультационный референдум (Совещательный опрос, ст. 22).
3. Общие собрания граждан по месту жительства (ст. 23)
4. Местные инициативы (ст. 25)
5. Общественные слушания (ст.26)

Все это – варианты обсуждения решений властей, как планируемых, так и принятых. Но только местный референдум может решить проблему раз и навсегда – его решение обязательно к исполнению. В остальных же случаях власти обязаны принять во внимание решение, рассмотреть рекомендации, составить план реализации рекомендации, ответить на вопросы, но об исполнении этого решения речи не идет (ст. 55, 56 – Положения об общественных слушаниях - дополнение к уставу.).

Законодательная «поправка»
При этом закон Украина «О планировании и застройке территории» (он опубликован на сайте ВР) предусматривает обязательно проведение общественных слушаний по различным вопросам планирования или строительства любых построек в городе.
Статья 30-6. «Учет результатов общественно обсуждения» четко прописано: утверждение проектов градостроительной документации, местных правил застройки без их общественного обсуждения запрещается, а материалы общественного обсуждения являются неотъемлемой составляющей градостроительной документации.

Доступ свободный. Голос - тоже
В положении прописано несколько правил проведения:
например, участвовать в слушаниях могут все желающие, зарегистрированные на определенной территории. Но при этом только те, кто зарегистрируется (оставит свое имя и паспортные данные) будут иметь право голосовать и выступать в зале (ст.41). Никто не обязан участвовать в слушаниях, при это все члены громады имеют право голоса. А «гости» - право участвовать.
Обязательное участие предусмотрено (ст. 7) для депутатов советов и должностных лиц местного самоуправления, которые в своей работе имеют прямое отношение к теме обсуждения.

Места и зрелищ
Ст. 24. Общественные слушания назначаются, как правило, на нерабочий день в наибольшем по количеству мест помещении или на открытой площадке (при надлежащих климатических условиях), которые расположенные в соответствующей части города.

Ст. 37. Общественные слушания проходят в открытом режиме, при необходимости проводится их аудио- или видеозапись. Относительно общегородских общественных слушаний, то при наличии надлежащих условий коммунальные и другие средства массовой информации ведут их прямую теле- или радиотрансляцию.

Тематическое ограничение
Ст. 44. Не допускается рассмотрение на общественных слушаниях и принятие итоговых документов по вопросам, которые не были внесены в повестку дня и о которых не были поставленные в известность участники общественных слушаний.

Каковы результаты
В статье 53 указано, что вопросы и предложения, принятые на общественных слушаниях, обнародуются в официальном печатном СМИ городского совета и размещаются на сайте городского совета или обнародуются иным образом, удобным для громады.

При этом таким же образом должны быть обнародованы ответы на вопросы и предложения участников слушаний.

А в статье 54 указано, что власти выносят решения общественных слушаний на рассмотрение сессии и исполнительного комитета при необходимости и составляют план реализации предложений (ст. 55), который должен быть готов не позднее, чем через 14 дней после проведения слушаний. Решения органов местного самоуправления, которые приняты по результатам слушаний, тоже должны быть обязательно обнародованы.