«Не время приводит к опыту, а события»: на одной стороне нового проездного - философская надпись, на другой - советы по его использованию. Льготные карточки - бесконтактные. Это значит: достаточно поднести их к турникету, чтобы загорелась зеленая лампочка.
«В нагрузку» администрация подземки подготовила для студентов правила обращения с проездным: на него нельзя лить кислоту и щелочи, царапать и выбрасывать. По замыслу метрополитена, карточка должна прослужить все пять или шесть лет обучения.
Прийти за проездными представители вузов должны были еще в понедельник, рассказывает Людмила Шутикова - она возглавляет экономический отдел метрополитена. Но пока в администрации побывали только руководители нескольких небольших институтов, большинство опечатанных коробок с карточками - на месте.
Людмила Шутикова, зам. начальника метрополитена по экономике: «У нас институты получили только 1149 карточек. Остальные - вот они все 50 тысяч подготовлены, и готовы к реализации».
В харьковских вузах объясняют: за проездными приходить пока бессмысленно. Карточки - именные, и метрополитен не выдает их без подробной информации о студенте. А собрать ее летом университеты не смогли.
Да и сегодня, даже если вузы отдадут подземке данные, пользоваться льготой смогут не все учащиеся. В метро требуют номер студенческого билета хозяина карточки.
Сергей Махновский, руководитель профкома ХНУ: «К сожалению, в этом случае мы теряем студентов третьего и пятого курса, поскольку идет выдача новых студенческих билетов и замена старых: это на пятом курсе происходит. А первый курс ждет студенческие билеты».
Кроме номера студенческого - фамилия, имя и отчество. Информацию заносят в базу данных метрополитена - рядом с номером карточки, которую выдали студенту. Плюс фиксируют все его поездки: когда и с какой станцию на какую прибыл.
В Харьковской правозащитной группе возмущаются: сбор информации о передвижении студентов нарушает права человека. В доказательство приводят Конституцию.
Конституция Украины, ст.32:
«Не допускается сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия, кроме случаев, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека».
Евгений Захаров, сопредседатель Харьковской правозащитной группы: «У студентов согласия не спрашивают. Согласием считать требование: «давай билет, все это будет в таком виде, и только в таком виде будешь ездить бесплатно», - это не согласие, это принуждение фактически».
Правозащитник Евгений Захаров уверяет: передвижения человека - это так называемые «специальные» данные. Знать о которых, а тем более собирать их в единую базу никто не имеет права. Иначе - это «неоправданное вмешательство в личную жизнь».
Руководители вузов рассказывают, изначально подземка требовала даже идентификационный номер студента. Как уверяют в университетах, чтобы не давать льготные проездные молодым людям из обеспеченных семей.
Екатерина Смирнова учится на третьем курсе университета Каразина. Говорит, категорически против новых карточек. И не только потому, что кто-то будет знать, когда она поехала на пары, а когда - на рынок. Главная причина: проехать в подземке за 37 с половиной копеек студенты смогут теперь только 60 раз в месяц. Раньше число поездок было не ограничено.
Екатерина Смирнова, студентка 3 курса: «Я отношусь очень отрицательно. У меня единственный в принципе способ добираться и домой, и на вокзал - я не местная, - и в общежитие - это метро».
На вопрос «зачем метро для новых карточек подробная информация о студентах?» в администрации подземки отвечают: это «цивилизованный метод» учета. Чтобы льготными проездными не пользовались другие пассажиры. Старые студенческие карточки с первого сентября метро продавать уже не будет.
Правозащитники уверены: студенты, которые решатся подать на метро в суд, - за нарушение прав человека - процесс выиграют.