Web Analytics

Харьковчанин изобрел способ превращать алюминий в корунд (обновлено)

Технологию, которая в считанные часы буквально превращает алюминий в корунд - минерал, встречающийся в природе крайне редко, изобрел харьковчанин Владимир Шпаковский. Коллеги Шпаковского утверждают, что над получением корундового слоя работают ученые всего мира, а удалось это только ему.

Основное применение новой технологии, говорит сегодня харьковский ученый, - это автомобильные поршни. Первым подопытным механизмом стал двигатель собственной «Таврии» Шпаковского. Среднегодовой расход топлива, по его словам, снизился почти в два раза. Корунд, рассказывает ученый, делает поршни прочнее, и срок их использования увеличивается минимум втрое.

Корунд - минерал, представляющий собой кристаллическую форму окиси алюминия (Al2O3), по твердости уступает только алмазу. В природе данное соединение встречается в виде рубина или сапфира.

Из-за низкой способности корунда пропускать температуру энергия уходит не в поршень, а в мощность двигателя. То есть мощность увеличивается, расход топлива снижается. Что, подтверждено испытаниями на нескольких предприятиях Украины, говорит ученый; например, на Мелитопольском моторном заводе. Это, уверяет Шпаковский, сегодня единственное предприятие в стране, выпускающее двигатели серийно.

Владимир Шпаковский, изобретатель: «После испытаний на МеМЗе было установлено, что экономия топлива составляет порядка десяти процентов, а мощность повышается где-то на 8,6%».

Корундированный поршень, как называет свое изобретение Владимир Шпаковский, работает на одном из тепловозов ЮЖД. Мастер локомотивного депо Андрей Прокопенко говорит, поршень установили еще в начале девяностых - в качестве эксперимента. И благополучно забыли. Ремонт за 14 лет ни разу не потребовался.

Андрей Прокопенко, старший мастер локомотивного депо: «Как раз вот в этом цеху. Как раз вот человек занимается осмотром поршневой группы. Как раз на этот стенд были выставлены эти поршня. Они обмерялись, осматривались. Поршня в удовлетворительном состоянии. Даже более того. Как вчера сошедшие с заводского конвейера».

Андрей Костин работает в частной фирме, которая занимается ремонтом автомобилей. В свободное время собирает и совершенствует двигатели гоночных машин. Разработку Шпаковского видел - говорит, чтобы понять, насколько изобретение эффективное и нужное, нужно хотя бы несколько лет испытаний.

Андрей Костин, начальник службы гарантийного обслуживания автомобилей: «Здесь, мне кажется, все не совсем ясно. Потому, что пары трения разные, износ деталей, гильз, колец. То есть, как повлияет изобретение на эту группу. Пока не будут достигнуты результаты, говорить о чем-то сложно. Но вот то, что заявлено, очень интересно».

В девяносто восьмом году, рассказывает харьковский ученый, к его ноу-хау проявили интерес концерны «Фольксваген» и «Феррари». Шпаковский обработал для них несколько поршней и, говорит, получил хорошие отзывы.

Позже его пригласили в США, где ученый сотрудничал с компанией Сикорского - одним из лидеров мирового вертолетостроения. Там же, в Америке в 2006-м году изобретение и было запатентовано.

Владимир Шпаковский, изобретатель: «Там создали лабораторию, в которой проводили испытания. Потом каждая компания проводила испытания двигателей с этими поршнями. Порядка двадцати компаний. Это и дизельные компании, и гоночные компании, и тракторные двигатели, и автобусные двигатели. И получили положительный эффект».

Сегодня 70-летний Владимир Шпаковский работает в лаборатории на базе ХПИ. Шутя, поторапливает потенциальных покупателей: мол, возраст уже почтенный, а без участия автора - по крайней мере, в первое время, использовать технологию будет сложно.