Сколько будет стоить Харькову переезд концерна «АВЭК»? (эксклюзивное интервью)

Концерн «АВЭК» меняет «прописку». Головной офис компании переезжает в Киев. Во сколько обойдется Харькову переезд одного из самых крупных налогоплательщиков - читайте в эксклюзивном интервью «МедиаПорту» президента концерна Сергея Семочкина.

Сергей Валентинович, решение о перерегистрации концерна «АВЭК» в Киеве уже принято окончательно?
- Да, принято такое решение. Но оно основывается не только на политических мотивах или том, что происходит в городе Харькове. Мы говорили в средствах массовой информации неоднократно, что проходит реструктуризация концерна «АВЭК», и центральный офис, штаб-квартира, будет находиться в Киеве.

Что изменится? Вместе с центральным офисом в Киев переедут какие-то проекты? Может, Вы, как президент концерна переедете в Киев?
- Я не буду переезжать, я буду мотаться туда-сюда, скорее всего, произойдет так. Относительно проектов. На ближайшие пять лет был расчет: при стабильной общественно-политической ситуации, независимо от того, кто возглавляет мэрию, кто является губернатором, концерном было предусмотрено вложение порядка 500 миллионов долларов. На сегодняшний день, опять же основываясь на той ситуации, которая сложилась в Харькове, и сложностях в получении разрешений на строительство, в получении разрешений на землю для бизнес-структур (не только для концерна «АВЭК»), естественно, мы будем переносить часть инвестиционных средств в другие регионы Украины. В том числе и регистрировать на другие предприятия концерна «АВЭК». Соответственно это «потянет» за собой систему налогообложения: все предприятия группы компаний концерна «АВЭК» будут платить налоги по месту регистрации либо в городе Киеве, либо - мы будем определяться – в Днепропетровске, Донецке, Одессе и так далее, и так далее, и так далее.

А «Барабашово»?
- Торговый центр «Барабашово» останется там же, где стоял. Единственное, я крайне удивлен высказываниями непосредственно господина мэра Харькова о том, что бюджет города Харькова составляет 2 миллиарда и соответственно 7-8% «АВЭК» платить не может. Концерн «АВЭК» явился основателем того инструмента, который на сегодняшний день платит порядка 170 миллионов гривень в бюджет города и Украины. Я настоятельно советую мэру просто взять и изучить более подробно бюджет и посмотреть доходную часть. Со своей стороны, оппонируя мэру, я хочу как депутат в первую очередь сказать следующее: мы обязательно запросим данные бюджетные по всем коммунальным предприятиям города Харькова. И харьковчанам покажем сравнительную таблицу: общая сумма денег, которая платится, как концерном «АВЭК», так и предпринимателями, для которых были созданы рабочие места на торговом центре «Барабашово», и сумма, которая платится коммунальными предприятиями, которые якобы пополняют бюджет города. И мы увидим, я думаю, не очень прозрачную и не очень радужную картинку.

Вы, сказали, 170 миллионов гривень – это общая сумма, которую платит «АВЭК» в бюджеты разных уровней...
- Да, это платит не только «АВЭК», это платят и предприниматели. Я еще раз хочу заострить внимание на том, что на сегодняшний день концерном «АВЭК» создано более 60 тысяч рабочих мест. Это просто не идет ни в какое сравнение со статистикой, которую приводит как областная администрация, так и городская администрация. Я хочу услышать от мэра официально, сколько рабочих мест создано в Харькове непосредственно за время правления господина Добкина. Я думаю, харьковчанам будет очень интересно узнать, кто формирует рабочие места, кто создает инструменты для зарабатывания денег, сколько денег платится в бюджет и сравнить с теми действиями, которые осуществили городские власти и сколько денег они принесли. Они рассказывают, что бюджет Харькова увеличился на 15%, но я обещаю опять же в первую очередь, как депутат городского совета и руководитель фракции, мы изучим этот момент, мы узнаем, что это за 15%. Будут ли они стабильно идти из года в год или это разовая продажа земли, которая принесла 15%, и является по сути пиар-акцией.

Из 170 миллионов гривень, о которых вы говорили, сколько непосредственно получает харьковский бюджет?
- Харьковский бюджет получает весь рыночный сбор. Это прямой налог, который платится всеми предпринимателями. Только у торгового центра «Барабашово» это 17 миллионов гривень в год. Что составляет 85% от всего рыночного сбора всех площадок, которые называются рынками в городе Харькове, а их, этих площадок, более 63-х.

Я хочу понять, сколько потеряет бюджет Харькова, если «АВЭК» уйдет отсюда?
- Только торговый центр с частными предпринимателями платит около 100 миллионов гривень в бюджеты различных уровней.

А в харьковский?
- Есть ряд налогов, которые платятся непосредственно в Харьков.

Вы можете назвать сумму?
- Я не стал бы разделять, и объясню Вам почему. Потому что все налоги, даже те, которые уходят в Киев, возвращаются различными способами назад.

Сергей Валентинович, я бы хотела все-таки услышать, сколько потеряет харьковский бюджет с переездом «АВЭКа» в Киев?
- Я бы даже сказал, не с переездом и не с перерегистрацией. Для освобождения предпринимателей от лишних налогов мы будем требовать, чтобы «Барабашово» был признан торговым центром, и предприниматели не платили рыночный сбор, а это 17 миллионов. С момента как «Барабашово» станет торговым центром налогообложение пойдет совершенно по-другому, по другим правилам, скажем так. Бюджет Харькова потеряет значительную сумму, я думаю, процентов 7-8 он потеряет однозначно.

Абсолютную цифру не назовете?
- Нет, не буду называть.

А почему вы решили перерегистрироваться в Киеве, ведь там ситуация тоже не самая лучшая?
- Концерн «АВЭК» уходит, развиваясь и для развития, а не потому что есть Добкин или есть Кернес. Регистрация в Киеве в первую очередь связана с тем, что Киев является столицей страны. Он является административным, финансовым центром и так далее. Я не хотел бы, чтобы все время говорили, что мы уходим, потому что есть такая плохая городская власть. Да, не пугает нас абсолютно городская власть, потому что столько незаконных действий, сколько они осуществили, думаю, достаточно, на ближайшие лет пятнадцать для того, чтобы просто с ними судиться. Дело в другом: какое количество денег не будет приведено сюда в виде инвестиций? Я думаю, что больше чем несколько миллиардов долларов, потому что не приводить инвестиции будем не только мы, но и другие бизнес-структуры, работающие в городе Харькове. И я только приехал из Киева, я Вам скажу, большое количество операторов, в том числе и иностранных, изучающих ситуацию в Украине, очень серьезно обеспокоены нестабильностью, которая происходит в первую очередь в земельных вопросах. Если бы у нас заработали земельные аукционы, и они действительно были бы прозрачными, думаю, денег в бюджет было бы действительно положено значительно больше. Но только продавать землю – это шаг в никуда, потому что завтра земля закончится. Нужно строить работу с инвесторами совершенно по-другому: создавать совместные предприятия, где громада будет иметь определенный процент уже при том, что будут происходить операционные процессы. И дополнительные будут деньги. Вот в чем вопрос. Не в уходе «АВЭКа» или любой другой компании. Вопрос в том, что инвестиций в Харьков, о которых все заявляют, реально не существует. Сегодня это 1 % от того, что иностранцы и украинцы хотят вкладывать в Харьков. Резервы сумасшедшие, и это правда. Но. Должны быть действительно четкие прописанные понятные и прозрачные абсолютно для всех правила. А их нет. Мы не можем с вами посчитать бюджет, мы до конца не можем разобраться с рыночным сбором и т.д и т.д. И, наверное, начинать надо с этого. Надо харьковчанам рассказать, что такое бюджет города, за счет чего он действительно пополняется и какой существует план мероприятий по его увеличению. Тогда все встанет на свои места. А на сегодняшний день нам дают документы за 2-3 минуты до начала сессии в окончательном варианте: посмотрите и согласуйте бюджет города. Но ни один депутат, который задает вопросы по бюджету, не получал ни одного ответа в полном объеме, как он запрашивал.

До конца прошлого года «АВЭК» обещал вложить в развитие Харьковского метро полмиллиона гривень. Вы сдержали слово?
- В конце прошлого года был разговор о том, что концерн «АВЭК», выполняя социальную программу вместе с фондом Александра Фельдмана, даст первичный транш 500 тысяч на усмотрение руководства метрополитена – оно самостоятельно примет решение относительно того, куда их расходовать. Есть график, график в полном объеме выполняется. Я могу сказать, что - да, деньги выдаются, 300 или 400 тысяч сегодня перечислены. 500 тысяч независимо ни от чего будут выданы в полном объеме. На сегодняшний день помимо этого есть еще один документ, подписанный протокольно. Весной в областной администрации состоялась встреча рабочая, которую вел первый заместитель губернатора господин Бабаев, где рассматривались все вопросы, связанные с тем, чтобы привести в надлежащий вид техническое состояние станции метро «Академика Павлова» и «Барабашова». Если мне не изменяет память, еще полтора миллиона было подписано протокольно - только на приведение в соответствие технического состояния станций «Академика Павлова» и «Барабашова».

Начальник метрополитена Сергей Мусеев весной, если не ошибаюсь, говорил, что ни копейки не получил. Как Вы это прокомментируете?
- Очень просто: я не хочу комментировать господина Мусеева, господина Добкина, Кернеса и любого другого, который оппонирует. Это все проверяется очень просто: мы готовы предоставить средствам массовой информации все необходимые финансовые документы о перечислении денег. И Вы поймете, что очень большой круг лиц в городе Харькове и Харьковской области говорят не всегда правду, скажем так, для громады. Что лишний раз подчеркивает, что проходит какая-то определенная акция, в том числе и политическая в отношении конкретного предприятия, в отношении конкретных лиц.

Почему продолжаете сотрудничать?
- Вы знаете, чиновник ведь не является всеми людьми, которые есть. На станции метро «Академика Барабашова» пассажиропоток по статистике минимум 600 тысяч человек. Мы делаем это для 600 тысяч человек, которые входят в метро, которые из метро выходят, для людей, торгующих на торговом центре «Барабашово». Мы никогда ничего не делали, не делаем и не будем делать конкретно для мэра, для секретаря, для метрополитена, для губернатора или еще для кого-то. Мы делаем все только для громады.

Вы контролируете, как и на что расходуются деньги?
- Мы исходим из очень простых вещей. Есть планы по затратам наших денег, есть четко описанные процедуры, которые должны произойти после того, как мы перечислим деньги. И я ответственно Вам говорю, что после того, когда все деньги, копеечка в копеечку, будут в полном объеме перечислены, мы будем писать официальное письмо, чтобы получить ответную бумагу – куда реально израсходованы деньги. С учетом того, что метрополитен является государственным предприятием, естественно здесь могут быть только взаимоотношения: захотят - ответят, не захотят, не ответят. Но то, что обещали мы, мы выполним в полном объеме. Метрополитену в любом случае нужны деньги, они реально нужны.

Когда закончите перечислять 500 тысяч?
- Я думаю, что до первого сентября. Причем все эти действия согласованы непосредственно с метрополитеном. Но, четко понимая для себя ситуацию, которая происходит в городе и области, мы обратились в областную администрацию, чтобы она стала если не посредником, то как минимум участником процесса, связанного с метрополитеном, это единственный шанс, который дает нам возможность не доказывать, что мы не рыжие. Дает нам шанс просто сказать: мы обещаем - мы выполняем. И разбирайтесь дальше с чиновниками. Может, они их проедят, может, пропьют, может, еще что-то сделают, я же не знаю. Для этого есть должностные лица, у них есть функциональные обязанности, пусть отвечают. Наша с вами задача спросить, выполнили или нет.

Ситуация с реконструкцией Сумского рынка. В июне Вы обращались в прокуратуру с просьбой дать правовую оценку действиям должностных лиц исполкома, которые препятствуют реализации права собственности ООО «Салгир»*...
- «Должностные лица» - это немного размытая ситуация, мы бы не хотели, чтобы она была такой размытой. В прокуратуру города Харькова подавались документы о неправомерных действиях руководителя юридического департамента, руководителя городского БТИ, руководителя городского совета

Вы имеете в виду Владимира Коваленко, Николая Дегтярева и Геннадия Кернеса?
- Да. Связано это все с тем, что на момент регистрации компании ООО «Салгир» права собственности, документы были изъяты, со слов Дегтярева и Коваленко, по команде секретаря городского совета. И вопрос, который интересовал нас при обращении в прокуратуру: найти эти документы, пресечь незаконные действия чиновников, дать правовую оценку действиям чиновников и дать возможность компании «Салгир» официально зарегистрировать частную собственность, согласно законодательству, действующему на территории Украины. Мы получили ответ. В ответе сказано, что городским властям была высказана точка зрения по поводу того, что они обязаны вернуть документы. Но мы не до конца удовлетворены ответом прокурора города Харькова, в связи с чем мы обратились к прокурору области как выше стоящему начальству, для того, чтобы дали правовую оценку чиновникам, творящим беспредел такими действиями в городе Харькове... Помимо этого, компания «Салгир» обратилась в Дзержинский суд и 12-го июля действия Харьковского городского совета были приостановлены. В заседании суда объявлен перерыв, до 29-го августа причем знаете, самое интересное, что он объявлен с формулировкой «отсутствие подготовки должностных лиц юридического департамента Харьковского городского исполнительного комитета», судьей четко рекомендовано правильно и в нужный срок готовить документы для того, чтобы отстаивать свою точку зрения. Но по сути дело начнут рассматривать, если городские власти предоставят все-таки весь пакет документов. Концерном "АВЭК", как юристами, которые занимаются сопровождением компании «Салгир», предоставлен весь пакет документов и аргументация, как должно происходить на самом деле. Для рассмотрения суда Харьковский городской исполнительный комитет обязан был предоставить в полном объеме всю информацию, запрошенную судьей. Перенесено дело в связи с тем, что не подготовлены документы стороной ответчика - непосредственно Харьковским горисполкомом.

До 29 августа какие-то работы на Сумском рынке будут вестись?
- Нет, никакие работы вестись не будут, мы соблюдаем законы. Мы не дадим ни одного шанса Харьковскому городскому исполнительному комитету обжаловать наши действия. Мы придерживаемся точки зрения закона и до вынесения окончательного решения суда мы действий никаких предпринимать не будем. Хотя для харьковчан это очень плохо.

Вы собираетесь требовать возмещения убытков, которые несет компания (если несет) из-за того, что работы приостановлены.
- Компания несет убытки и после того, когда будет принято решение суда, мы в обязательном порядке будем подавать документы, чтобы чиновники, которые своими действиями нанесли компании материальные убытки, возместили их и возместили ущерб, нанесенный с точки зрения имиджа.

О какой сумме идет речь? Назовите хотя бы порядок на данный момент.
- Мы подавали документы в Харьковский городской исполнительный комитет и разговаривали непосредственно с мэром об инвестициях минимум в 20 миллионов долларов. На сегодняшний день все действия приостановлены. В течение полугода мы не можем использовать деньги, выданные международными финансовыми организациями. Естественно, будут посчитаны полностью проценты. Будет оценен ущерб компании с точки зрения имиджа. Мы не будем требовать одну гривню, я честно Вам скажу, мы предъявим все претензии, которые есть.

Речь идет о миллионах долларов, я правильно поняла?
- Да.

Восемнадцатого июня исполком решил, что стоянки возле торгового центра «Барабашово» должны быть муниципальными.
- Вы хотите услышать мою реакцию?
Да.
- (Смеется). Если честно, кроме смеха ничего это не вызывает, хотя это горький очень смех. По одной простой причине. Это второй уже случай, связанный только с нашей компанией (а я думаю, что таких случаев гораздо больше), когда некоторые должностные лица посягают на частную собственность. Да, земля является государственной. Но договор аренды на время действия этого договора является точно такой же собственностью данной компании. Я не знаю, о какой именно компании, обслуживающей парковки, идет речь. Мы не получили еще ни одного документа. Кому-то просто хочется поучаствовать в распределении и хоть каким-то образом мало-мальски попробовать, извините за такое нехорошее слово, нагадить концерну «АВЭК». Мы абсолютно спокойно эти вещи воспринимаем, мы знаем, как действовать. Когда мы увидим, получим на руки решение исполкома о том, что они собираются это делать, мы порекомендуем компаниям, если это не наши, мы готовы с ними объединиться для обращения в суд, если же это наша компания, мы моментально подадим и в суд, и в прокуратуру.

Замдиректора департамента транспорта, который докладывал этот вопрос на исполкоме, говорил о том, что если парковки возле «Барабашово» станут муниципальными, бюджет будет получать гривню с каждого парковочного места. Сейчас же, по его словам, там берут от трех до пяти гривень за час, а в бюджет перечисляется только 88 копеек. Это правда?
- Я настоятельно рекомендую и харьковчанам и общественным организациям, тем, кому это действительно интересно, запросить уставы коммунальных предприятий города Харькова для изучения. Любое коммунальное предприятие является самостоятельным юридическим лицом. Согласно действующему законодательству, предприятие должно сначала уплатить все налоги, а потом прибыль, оставшуюся на предприятии, распределить таким образом, каким они считают нужным. Поэтому я, как депутат, и говорил: я хочу посмотреть, сколько денег, являющихся прибылью коммунального предприятия, уходит в бюджет города. Насколько известно мне, за 14 сессий городского совета, с момента, когда господин Добкин стал мэром города, мы только дотируем различные коммунальные предприятия деньгами из городского бюджета, заработанными и на рыночном сборе, и на многих других налогах, которые попадают в город. Дотируем, а не наоборот. И еще раз хочу сказать: частная собственность – это устои любого демократического государства. Мы никогда не будем называться демократической страной до тех пор, пока у людей, вкладывающих деньги, не будет уверенности, что у них никто не заберет их бизнес.

Я бы все-таки хотела услышать Ваш комментарий по цифре 88 копеек в час за одно парковочное место.
- Я не знаю, соответствует ли это действительности или нет, единственное, я хочу сказать, это вещи, которые регулируются непосредственно горисполкомом. Почему 88 копеек? Почему гривня? А почему не 3 гривни? Они же говорят, 3-5 гривень кто-то взимает? Почему не 3-5 гривень? И я вам скажу, я, как автомобилист, езжу по городу, останавливаюсь, очень часто ко мне подходят парковщики, у них написано на ЧП «Муниципальная парковка». Они берут гривню, а не 88 копеек, и не дают ни одного фискального чека. Ни одного документа не выдают. И я задаю вопрос: может здесь надо налоговой и КРУ посмотреть на ситуацию, связанную с коммунальными предприятиями? Ведь это бюджетные средства, а бюджетными средствами у нас имеет право заниматься КРУ. И наша фракция в горсовете (я не хотел бы уходить в политику, но я говорю о той политической силе, к которой имею отношение) будет настаивать и будет писать запрос как в налоговую, так и в КРУ, чтобы они проверили все коммунальные предприятия, как они используют бюджетные средства.

* Концерн «АВЭК» занимается юридическим сопровождением ООО «Салгир».

Редактор: 
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.