Отчет председателя Харьковской облгосадминистрации Арсена Авакова перед депутатами облсовета

Арсен Аваков начал отчитываться перед депутатами областного совета об итогах социально-экономического развития области. Напомним, что самая многочисленная фракция облсовета от Партии регионов собирается сегодня выразить недоверие Авакову.

Текст отчета председателя Харьковской областной государственной администрации предоставлен Агентству МедиаПорт пресс-службой обладминистрации.

Приводим ниже текст без изменений.

"Шановна громада Харківщини! Шановні депутати! Гості! Присутні!

Вітаю вас з початком роботи другої сесії Харківської обласної ради п’ятого скликання!

Сподіваюсь на відверту та чесну співпрацю.

Сьогодні я доповідаю згідно статті 34 (тридцять четвертої) Закону України «Про місцеві державні адміністрації», в якій визначено щорічне звітування голів місцевих державних адміністрацій перед відповідними радами.

Объективная характеристика социально-экономического состояния области уже рассматривалась неоднократно, в том числе на общеобластном активе, который состоялся 17 февраля.
В апреле мы провели коллегию облгосадминистрации, где были подведены итоги 1 квартала текущего года. Этот же вопрос был рассмотрен и на заседании Кабинета Министров Украины, где Харьковская область в целом получила позитивную оценку.

Поэтому я хотел бы, остановится, прежде всего, на ключевых моментах развития области, на задачах, которые необходимо решать совместными усилиями, чтобы закрепить достигнутые успехи. А они есть.

Рис. 1. Объемы реализации промышленной продукции

Промышленными предприятиями области за 2005 год реализовано продукции на сумму свыше 18 миллиардов гривен.
По сравнению с 2004 годом прирост промышленного производства составил 12,5 % (по Украине – 3,1 %).
По темпам роста объемов промышленного производства с апреля 2005 года регион занимает первое место среди основных промышленных областей Украины, таких как: Запорожская, Днепропетровская, Донецкая, Луганская и Полтавская.

Рис. 2. Структура промышленного производства по объемам реализации в 2005 г.

Рост достигнут в 11 основных видах промышленной деятельности. Наиболее высокие темпы прироста достигнуты в таких отраслях, как производство неметаллических минеральных изделий – 31%, целлюлозно-бумажная, полиграфическая промышленность, издательское дело – 30 %, металлургия и обработка металла – 28 %, производство древесины и изделий из нее – 25 %, легкая промышленность – 22 %, пищевая промышленность и переработка сельхозпродуктов – 20 %.
В машиностроении темп роста объемов производства составил почти 105 %.

Достижению достаточно высоких темпов роста промышленного производства и улучшению финансового состояния (положительный финансовый результат за прошлый год увеличился более чем в 2 раза и составил почти 886 млн.грн.) способствовали:
- во-первых, наша активная и принципиальная позиция при сотрудничестве с центральными органами власти по решению проблемных вопросов на предприятиях Харьковщины,
- во-вторых, системная работа по составлению и контролю за выполнением финансовых планов на ведущих государственных предприятиях области.

Конкретный пример по улучшению финансово-экономического состояния – это ГП «Завод «Электротяжмаш». Проведенная совместная работа облгосадминистрации и Минпромполитики Украины, в том числе и по смене руководства предприятия, позволила изготовить в предусмотренный срок первый из комплекта генератор по индийскому контракту и приступить к его испытанию при участии представителей заказчика. По сравнению с 2004 годом в 2005 году объемы промышленного производства на заводе увеличились более чем на 60 %.

Развитие энергомашиностроительного комплекса области является одной из приоритетных задач. С целью координации действий по разработке, выпуску и внедрению энергетического оборудования на базе энергомашиностроительных предприятий Харьковской области мы продолжаем работу с центральными органами власти по созданию Государственного концерна.
Мы считаем, что решение этого вопроса будет способствовать укреплению и расширению экспортных позиций как Харьковской области, так и Украины в целом.

Отмечу, что в текущем году в промышленном комплексе области есть все возможности достичь темпы роста объемов промышленного производства по сравнению с 2005 годом 105,5%, как предусмотрено Программой социально-экономического развития области. Уже за 4 месяца имеем темп роста 104,6%. Поэтому вести речь о стагнации развития промышленного комплекса области, по крайней мере, некорректно.

В 2005 году в области обеспечено дальнейшее развитие агропромышленного комплекса.
Так, производство валовой продукции сельского хозяйства выросло по сравнению с 2004 годом на 8,6%. (В то же время в целом по Украине осталось на уровне 2004 года).

Рис. 3. Валовый сбор зерновых

Валовый сбор зерна увеличился по сравнению с 2004 годом на 12,2% и превысил 2,4 млн. тонн (по Украине - уменьшился на 9,1%). Кроме зерновых, выращен лучший, чем в предыдущем году, урожай подсолнечника (на 39%), картофеля (на 19%), овощей (на 4,5%).
Положительно и то, что этот прирост обеспечен, в первую очередь, за счет повышения урожайности. По урожайности зерновых, картофеля и овощных культур область превысила средний уровень по Украине.

Большое внимание развитию растениеводства уделяется и в текущем году. Благодаря проведенным мероприятиям по финансовому обеспечению комплекса весенне-полевых работ в оптимальные сроки завершен посев сельскохозяйственных культур.
При этом значительное внимание уделялось дальнейшему совершенствованию структуры посевных площадей.

Рис. 4. Площадь посева сахарной свеклы по всем категориям хозяйств

Так, расширены посевы сахарной свеклы по сравнению с 2004 и 2005 годами - до 66,6 тысяч гектаров. Это будет способствовать лучшему обеспечению сырьем наших сахарных и спиртовых заводов, сохранению рабочих мест. А, учитывая повышение цен на свеклу и на сахар, станет одним из источников укрепления экономики области.

Комментарии к рис. №4: 66,6 тыс. га - именно такая площадь посева сахарной свеклы в текущем году, против 55,5 тыс. га в 2005 году.
Сахарная свекла – культура, требующая больших затрат, но и отдача от нее может быть высокой.
Поэтому в текущем году экономически сильные хозяйства, которые могут финансово обеспечить технологию выращивания на высоком уровне, значительно расширили площади посева под этой культурой.

Также важным является то, что увеличена цена реализации сахарной свеклы. Так, например, в 2004 году цена составляла 135,7 грн/т, то в 2005 году она уже составляла 165,5 грн/т. В текущем году постановлением Кабинета Министров Украины от 20.02.06 № 171 предусмотрена минимальная цена в размере 195 грн./т.

Рис. 5. Площадь посева сои по всем категориям хозяйств

Под урожай текущего года посеяно 27,6 тыс. га сои - это на 80% больше, чем было посеяно в 2005 году и более чем в два раза превышает ее посев в 2004 году.

Комментарии к рис. №5: Соя является масличной культурой, которая имеет высокую белковую ценность, используется не только на производство масла, но и на производство комбикормов. Соя широко используется в пищевой промышленности (заменитель мяса, йогурты, молоко).

Рис. 6. Площадь посева рапса по всем категориям хозяйств

В текущем году начали серьезно заниматься решением вопроса частичной замены дизельного топлива биотопливом. С этой целью посевы рапса увеличены в 2,2 раза против 2005 года, а по сравнению с 2004 годом – почти в 5 раз. Достигнута договоренность с иностранными партнерами о строительстве завода по производству биодизеля в Шевченковском районе.

Комментарии к рис. №6: Рапс не требует значительных затрат. Является высокорентабельной культурой, и имеет постоянный спрос.
Рапс используется как источник масла на технические нужды (биодизель, технические масла, лакокрасочные изделия), а также для пищевых целей).

В 2004 году площадь посева ярого рапса составляла - 1,6 тыс. га, в 2005 году 3,4 тыс. га, что больше 2004 года на 112% . В 2006 году посеяно 7,5 тыс. га, что больше чем в два раза по сравнению с 2005 годом.

Рис. 7. Поголовье коров в сельскохозяйственных предприятиях

Положительные сдвиги достигнуты и в животноводческой отрасли. Значительно замедлились темпы сокращения численности крупного рогатого скота. Если в 2004 году численность дойного стада в сельскохозяйственных предприятиях сократилось на 18,6 тыс. голов или на 22 %, то в 2005 году лишь на 9,7 тыс. голов или на 14,5%.

Благодаря стабилизации численности и повышению продуктивности сельскохозяйственных животных обеспечено увеличение объемов производства молока и яиц. В сельскохозяйственных предприятиях на 12% увеличилось производство продукции выращивания скота и птицы на мясо, производство свинины увеличилось в полтора раза.

Дальнейшее развитие животноводства, в особенности молочного скотоводства, мы рассматриваем как одну из важнейших стратегических задач. Не случайно по инициативе облгосадминистрации в прошлом году в области была разработана программа развития животноводства на 2006 – 2010 годы, утвержденная в декабре сессией областного совета.
В рамках этой программы сельхозпредприятия получат из областного бюджета 3 млн.грн. на развитие молочного скотоводства.

Под постоянным контролем облгосадминистрации находятся вопросы обеспечения максимального использования средств, которые выделяются из государственного бюджета на поддержку и развитие агропромышленного комплекса.

За прошлый год на эти цели область освоила 47,5 млн.грн., что на 20% больше, чем 2004 году. А за пять месяцев текущего года сельхозпроизводители области получили их уже на сумму свыше 46 млн.грн. Кроме того, за посев яровых культур аграрии области получат еще около 27 млн. грн.
В целом по итогам прошлого года 70% сельхозпредприятий сработали с прибылью (в 2004 году - 68%), а объем ее увеличился в полтора раза и составил почти 180 млн.грн.

Но еще много предстоит сделать в вопросе формирования цивилизованного аграрного рынка, развития биржевой торговли. Нужно как можно скорее устранить порочную практику, когда товар от сельхозпроизводителя до потребителя идет через многочисленные посреднические структуры, которые оставляют себе львиную долю прибыли.
По-прежнему очень актуальным остаётся вопрос привлечения в сельское хозяйство новых инвестиций и мощных инвесторов.

Рис. 8. Динамика заключения кредитных договоров предприятиями АПК

Плодотворным в прошлом году было сотрудничество предприятий АПК с коммерческими банками, которые предоставили хозяйствам области свыше 520 млн.грн. кратко- и долгосрочных кредитов, что в 1,8 раза больше, чем в 2004 году. Из них четвертую часть составили долгосрочные кредиты.

Рис. 9. Кредитование реального сектора экономики
области банковскими учреждениями

А в целом объемы кредитования реального сектора экономики области банковскими учреждениями по итогам 2005 года увеличились по сравнению с предыдущим годом более чем на 44%.

Рис. 10. Объем закупок сельскохозяйственной техники

На протяжении 2005 года было приобретено сельскохозяйственной техники на общую сумму 201,5 млн. грн.

Не смотря на то, что объемы денежных средств на эти цели постоянно увеличиваются, отставание от технологической потребности по приобретению техники остается большим. Поэтому эту работу мы будем продолжать, используя все имеющиеся возможности.

Рис. 11. Задолженность по выплате заработной платы работникам сельского хозяйства

Проблемным еще остается вопрос обеспечения достойной оплаты труда работников сельского хозяйства и погашения задолженности по ее выплате. В 2000 году долг по зарплате составлял 109 млн.грн., на 1 января 2005 года – немногим более 3 млн.грн. Но, как показала проведенная в начале 2005 года инвентаризация долгов, значительная их часть руководителями сельхозпредприятий скрывалась. В результате проверок реальная сумма задолженности на 1 апреля 2005 года составила более 15 млн.грн.
Ряд мероприятий, проведенных облгосадминистрацией, позволил сократить задолженность до конца года на 4,4 млн.грн., и это при условии выплаты текущей заработной платы.

Комментарии к рис. №11.
Задолженность по выплате заработной платы:
2000 год – 109,2 млн. грн.
2001 год – 64,3 млн. грн.
2002 год – 11,3 млн. грн.
2004 год – 3,1 млн. грн.

Как видите, практически все проблемные вопросы развития сельского хозяйства области нам известны. Областная государственная администрация продолжает работать над их решением.

Рис. 12. Поступления средств в бюджет Харьковской области

Поступления в сводный бюджет области составили свыше 2,9 млрд. грн. и увеличились почти на четверть по сравнению с 2004 годом.
Расходы бюджета области увеличились на 24%, указанные средства направлялись в первоочередном порядке на выплату заработной платы и социальные расходы.

Так, расходы бюджета за прошлый год увеличились:
- на содержание учреждений образования - на 53% (на 270 млн.грн.);
- на здравоохранение и культуру – на 40% (здравоохранение – на 180 млн.грн., культура – на 26 млн.грн.);
- на социальную защиту населения – на 30% (на 20 млн.грн.).
И еще одна интересная цифра бюджетной политики области.
В прошлом году на территории области мобилизовано доходов во все уровни бюджета 7,3 млрд.грн., что на 55% больше чем в 2004 году (4,7 млрд.грн.).

В 2005 году жилищно-коммунальное хозяйство области в целом обеспечило потребителей необходимыми услугами.
Немаловажный момент: успешно проведенный отопительный сезон. Несмотря на серьезные проблемы, которые возникли со снабжением природного газа, в тепло- и энергоснабжении не было системных сбоев.
После многолетнего отсутствия частично восстановлено горячее водоснабжение в городах Купянск, Первомайский и Чугуев.

Следует отметить, что общий уровень оплаты населением за жилищно-коммунальные услуги в 2005 году вырос и составил 113%. В значительной мере этому способствовало организованное проведение расчетов по погашению обязательств государства по обесцененным денежным сбережениям граждан в учреждениях Сбербанка бывшего СССР путем погашения соответствующей задолженности. Продолжается эта работа и в текущем году. На сегодня возмещено предприятиям ЖКХ долгов на сумму 124,5 млн.грн.
Подробно итоги проведения отопительного сезона и проблемные вопросы отрасли были рассмотрены на недавно проведенной коллегии облгосадминистрации.

Но проблема задолженности потребителей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги остается на повестке дня и в условиях повышающейся цены на энергоносители приобретает особую актуальность.
Облгосадминистрация неоднократно обращалась в центральные органы власти с просьбой возместить убытки предприятий ЖКХ, которые они понесли, работая по регулированным тарифам, в период с 1999 по 2004 год.

Летом прошлого года был принят соответствующий Закон Украины №2711 и 22 мая текущего года вышло постановление Кабинета Министров о порядке проведения взаиморасчетов между предприятиями коммунальной теплоэнергетики и топливно-энергетического комплекса. Эта работа позволит значительно улучшить финансово-хозяйственную деятельность предприятий.

Рис. 13. Инвестиции в основной капитал

В 2005 году инвестиции в основной капитал предприятий и организаций области различных форм собственности за счет всех источников финансирования составили около 6 млрд. грн. Построено 250 км газопроводов, газифицировано 10284 квартир и домовладений, что почти на 30% больше чем в предыдущем году.

Было освоено более 30 млн.грн. субвенций из госбюджета на строительство и ремонт объектов социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, дорог и газификацию населенных пунктов.

Рис. 14. Объемы иностранных инвестиций
в экономику Харьковской области

Достигнуты позитивные изменения в политике по привлечению иностранных инвестиций. Общий объем иностранных инвестиций в экономику Харьковской области на 1 января 2006 года составил 529,5 млн.долл.США, которые поступили с 57 стран мира и вложены в 489 предприятий области.

За 2005 год в экономику области привлечено 163,1 млн. дол. США иностранных инвестиций, что на 10% больше, чем в 2004 году (в т.ч. прямых - 147,2 млн.долл.США).
В начале текущего года на одного жителя области приходилось 186,2 долл.США против 151,6 долл.США на начало 2005 года.

Рис. 15. Оборот розничной торговли

Областная государственная администрация большое внимание уделяет дальнейшему развитию внутренней торговли и потребительского рынка области.

Оборот розничной торговли увеличился по сравнению с 2004 годом почти на треть и составил более 12,5 млрд. грн. Налицо рост покупательной способности населения. Так, в 2005 году одному жителю области реализовано товаров в среднем за месяц на 198 грн., что на 39,4% больше аналогичного показателя 2004 года (2-е место среди регионов Украины после г.Киева).
В течение 2005 года потребительский рынок области характеризовался стабильным балансом предложения и спроса.

В целом управляемой была и ценовая ситуация на рынке товаров и услуг. Индекс цен по результатам 2005 года в области был ниже (108,9%) чем по Украине (110,3%). В текущем году сохраняются тенденции прошлого года (по области - 101,9%, по Украине - 102,7%).

Хочу отметить, что имело место повышение цен на группу продуктов питания (мясо, молоко, овощи, сахар) в основном по причине повышения закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.

В тоже время, существенно снизились цены на ряд основных продуктов питания (яйца – на 16%, масло растительное – на 10,5%, мука – в среднем на 13%, макаронные изделия и крупы – в среднем на 8%).
Для обеспечения стабильности ценовой ситуации на потребительском рынке в 2005 году областной государственной администрацией:
- проводился ежедневный мониторинг и анализ цен на основные продукты питания и нефтепродукты,
- проводился контроль выполнения распоряжений главы облгосадминистрации «О предельных торговых надбавках»,
- рабочие совещания с руководителями предприятий, которые производят продукцию для внутреннего рынка и предприятий торговли,
- в 2005 году были организованы более 100 ярмарок по продаже основных продуктов питания во всех районах и городах области,
- было выделено на рынках области более 700 дополнительных торговых мест для торговли непосредственно сельскими товаропроизводителями,
- для снижения цен на сахар в период июня-августа в 2005 году (сезонное повышение цен) была организована интервенционная торговая сеть Госкомрезерва Украины в количестве более 1000 торговых объектов.

Рис. 16. Количество малых предприятий

Мы понимаем, какую важную роль играет малый бизнес в развитии общества. Это создание здоровой конкуренции в экономике, новые рабочие места, наполнение бюджета, повышение общего уровня жизни.
Поэтому вопросы создания благоприятных условий, необходимых для стабильного и эффективного развития предпринимательской сферы, являются приоритетной задачей для Харьковской областной государственной администрации и находятся под постоянным контролем.
Впервые в 2005 году в рамках диалога «Власть и бизнес – партнеры» в области предложен новый формат работы между органами власти и представителями предпринимательских кругов области.

В его основу лег Меморандум о взаимовыгодных партнерских отношениях между властью Харьковской областной государственной администрацией и представителями предпринимательских кругов области, подписанный в мае 2005 года. Основными принципами новых взаимоотношений между властью и бизнесом стали взаимопонимание, прозрачность и доверие.

В конце прошлого года в Харьковской области был проведен региональный форум с участием руководителей областной государственной администрации и представителей общественных организаций предпринимателей. На форуме рассматривался вопрос о выполнении основных положений Меморандума.

По итогам форума принята Резолюция, подписанная всеми крупными общественными объединениями и союзами предпринимателей, работодателей и представителей профсоюзных организаций, где дана позитивная оценка развитию отношений между властью и бизнесом и намечены дальнейшие направления сотрудничества.

Рис. 17. Количество субъектов
предпринимательской деятельности – физических лиц

На протяжении года в области проводилась робота, направленная на снижение регуляторного давления на предпринимателя, упрощение системы регистрации и получение разрешений для занятия бизнесом.

В результате проведенных мероприятий в области отменен 241 регуляторный акт и внесены изменения в 76 регуляторных актов.
С 1 июля 2005 года во всех районах и городах областного значения открыты и функционируют «Единые регистрационные окна» и «Единые разрешительные офисы».

Конечно же, их работа требует дальнейшего усовершенствования и упорядочения. Мы понимаем, что есть вопросы, которые должны решаться на уровне Правительства, и я поднимал их на заседании Кабинета Министров Украины в январе этого года.
Задача местных органов власти приложить максимум усилий и сделать работу «Единых регистрационных окон» и «Единых разрешительных офисов» в 2006 году более эффективной.

Все мы отдаем себе отчет в том, что главным критерием оценки нашей работы является именно социальная отдача.

Рис. 18. Динамика уровня среднемесячной заработной платы

И важнейшим показателем выступает обеспечение достаточного уровня доходов населения. Значительную часть (более 40%) в структуре доходов населения занимает заработная плата.

На протяжении прошлого года были предприняты действенные шаги для максимального повышения уровня оплаты труда. Были разработаны поэтапные мероприятия, способствующие максимальному повышению средней зарплаты, а также мероприятия, направленные на увеличение количества работников, получающих зарплату выше прожиточного минимума.

Среднемесячная заработная плата за прошлый год выросла по сравнению с 2004 годом на 33,4% и составила почти 760 грн. Это больше величины прожиточного минимума для трудоспособного лица почти на 300 гривен.
Повышение уровня заработной платы имело место во всех видах экономической деятельности. В промышленности в среднем она выросла на 27%, в сельском хозяйстве - на треть, в строительстве - почти на 20%.

В области обеспечен стабильный рост среднемесячной зарплаты. Прогнозные расчеты свидетельствуют, что размер среднемесячной зарплаты до конца года может превысить 1000 грн. в месяц. Мы пока еще не вышли на среднеукраинский уровень, но темпы роста зарплаты хорошие и позволяют это сделать в ближайшее время.
Сдерживает рост уровня реальных доходов населения существующая задолженность по выплате заработной платы.

На протяжении прошлого года благодаря скоординированной, системной работе облгосадминистрации, местных органов власти совместно с контролирующими органами она уменьшилась на 16%.

Но надо отметить, что процесс погашения задолженности идет медленно. Понимая это, областная администрация разработала комплекс мер и установила жесткий контроль за их выполнением.

Рис. 19. Среднемесячный размер пенсии

В 2005 году собственные поступления в Пенсионный фонд превысили на треть объем поступлений 2004 года. Обеспечено выполнение плана поступлений по сборам в Пенсионный фонд.
Пенсии выплачивались своевременно. Их уровень по сравнению с предыдущим годом вырос в 1,3 раза и составил 405 грн.

Рис. 20. Создание рабочих мест
за счет всех источников финансирования

Можно отметить значительное улучшение ситуации на рынке труда. В области сохраняется позитивная динамика в трудоустройстве незанятого населения и сейчас нагрузка на одно свободное рабочее место в области ниже, чем в целом по Украине.

В 2005 году за счет всех источников финансирования создано 65,3 тыс. рабочих мест, что почти на 19% превышает задание Программы занятости населения на 2005 год.
В текущем году мы перед собой ставим задачу не только создавать новые рабочие места, но и повышать эффективность их использования.

Дальнейшие усилия будут направлены на стимулирование работодателей, создающих новые рабочие места, развитие сферы применения труда в сельской местности, поддержку предпринимательской инициативы безработных.
В прошлом году многое сделано в направлении развития всех отраслей гуманитарной сферы, улучшения их материально-технического обеспечения.

Рис. 21. Динамика бюджетных ассигнований
учреждений охраны здоровья области

В отрасли здравоохранения акцент был сделан на ее дальнейшем реформировании с целью обеспечения доступности медицинской помощи для всех жителей области. Этому должно способствовать развитие общей (семейной) врачебной практики, и, прежде всего, в сельской местности.
Удалось направить значительные средства на приобретение современного дорогостоящего медицинского оборудования и автотранспорта для детских учреждений здравоохранения, амбулаторий семейной медицины, центров медицинской помощи студенческой молодежи на общую сумму 2,5 мил.грн.

В 2005 году введены в действие І очередь лечебного корпуса Богодуховской, гинекологическое и родильное отделения Дергачевской центральных районных больниц. Продолжались работы по реконструкции помещений областной детской клинической инфекционной больницы под детское противотуберкулезное отделение.
Выполнялись работы по капитальному ремонту и реконструкции объектов здравоохранения в Дергачевском, Харьковском, Красноградском районах.

И в текущем году предусмотрены средства областного бюджета на строительство диагностического центра, центральных районных больниц в г.Харькове и Богодухове.

Рис. 22. Динамика бюджетных ассигнований

учреждений образования области
В отрасли образования усилия облгосадминистрации были направлены на развитие сети дошкольного и среднего образования, на внедрение профильного обучения, укрепление материально-технической базы учреждений образования.

В прошлом году открыто 6 гимназий, 2 лицея, 1 коллегиум. Сеть дошкольных учебных заведений увеличилась на 16 единиц, что позволило привлечь дополнительно более одной тысячи детей к организованным формам воспитания и подготовки их к школе.

Введены в действие пусковой комплекс школы-гимназии в смт Краснокутск и пристройка к школе в с. Руновщина Зачепиловского района на 654 ученических места.

Современное образование уже невозможно без компьютеров: их в учреждениях образования области задействовано около 6,6 тысяч. Соотношение количества учеников на один компьютер составляет 40, а в сельских районах - 34 ученика, что в 1,5 раза выше, чем средний показатель по Украине.

Но информатизация и компьютеризация системы образования, создание районных электронных информационных сетей и областного образовательного портала остаются на повестке дня. В настоящее время заканчивается разработка соответствующей программы.

Среди основных проблем сельской школы важнейшей остается обеспечение гарантированного и безопасного подвоза учеников и учителей к школам. В рамках реализации программы "Школьный автобус" в прошлом году приобретено 40 транспортных единиц. Продолжается эта работа и в текущем году.

Рис. 23. Динамика бюджетных ассигнований
учреждений культуры области

В прошлом году в сфере культуры одним из приоритетных направлений работы было открытие новых сельских библиотек. Свое годовое задание мы перевыполнили. Открыто 17 сельских библиотек с фондом более 18 тыс. экземпляров книг.

Не менее важной считаю также работу по сохранению учреждений культуры, и, прежде всего, уникальных сооружений. В частности, это касается реставрации помещения областной филармонии. В прошлом году был начат сбор благотворительных средств на эти цели, проведен аукцион. В текущем году будут продолжены очередные стадии этой работы.
За счет средств областного бюджета планируется продолжить строительство районных домов культуры в городе Дергачи, поселке Печенеги.

Предусмотрены также средства для завершения этапа работ по реконструкции еще одного памятника архитектуры ХІХ века – бывшей Школы военных топографов в городе Чугуеве для размещения в ней картинной галереи. Это событие будет иметь большое значение еще и потому, что связано с возвращением верующим Покровского собора, в котором сейчас эта картинная галерея находится.

Уважаемые депутаты!

Поводя итоги прошлого года, и определяя задачи на будущее, я хотел бы сделать главный вывод, что наработки прошлого года, позитивные изменения в основных отраслях экономики и социальной сфере получили дальнейшее развитие в этом году. Регион имеет мощный потенциал.
Я уверен, что только наша совместная, конструктивная работа позволит мобилизовать все имеющиеся ресурсы, задействовать все рычаги влияния для выполнения поставленных целей.

Благодарю за внимание! "

Редактор: 
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.