Web Analytics

Девять из десяти заведений Харькова нарушают закон об авторском праве на музыку и песни

Харьковские бизнесмены теперь должны платить новый налог - налог на музыку. Владельцам ресторанов, кафе, ночных клубов, супермаркетов - любых заведений, где звучит радио или проигрывают компакт-диски - музыка обойдется в 2% от ежемесячного дохода. На двери заведения, где за музыку платят, появляется специальная желтая наклейка. Правда, в Харькове этих значков - пока чуть больше сотни.

Кафе на Сумской. Владельцы этого заведения за музыку платят. Хотя здесь это только фон - поэтому остановились на лаунже, ненавязчивой музыке. Без нее, рассказывает бармен Слава, уже некомфортно - в первую очередь посетителям.

Вячеслав Кисляков, бармен: «То есть, допустим, слышно, как посуда вообще берется, что-то там ложка упала, или ходят… Дверью – отражается, не сильно хорошо отражается на клиентах. Многим нравится музыка. То есть, это одна из главных вообще, я думаю, позиций в кофейне».

Небольшому кафе такого типа звуковое оформление обходится примерно в 300-500 гривень в месяц. Владельцы больших супермаркетов платят несколько тысяч гривень. Причем, не только отечественным авторам, но и зарубежным - у большинства звукозаписывающих компаний в Украине есть фирмы-представители.

И даже за ту музыку, автор которой уже давно умер. Например, деньги за проигрывание диска Владимира Высоцкого, по идее, должен получить его сын Никита. Есть налог и на классическую музыку - деньги пойдут тому, кто владеет правами на нее.

И еще одно: владельцы ресторана, где звучит «живая» музыка, тоже должны платить - если музыканты поют песни Аллы Пугачевой, процент отправится в карман примадонны.

В Харькове, по данным директора агентства «Роялти» - именно эта организация заключает договоры с бизнесменами - закон об авторском праве нарушают в девяти из десяти заведениях.

Андрей Писаренко, директор агентства по защите интеллектуальной собственности «Роялти»: «Некоторые рассказывают, что они сами вместе с продавцами будут петь песни. Некоторые говорят, что сами и споют, и спляшут, и запишут на балалайке. Не вопрос! В других рассказывают, что у них ресторан, но они используют музыку только для домашнего прослушивания. Я спрашиваю: «У вас что, одни родственники туда ходят?».

Агентств, подобных «Роялти», в городе - три. У каждого из них, в свою очередь, договор с Организациями Коллективного Управления - их 7, и все они находятся в столице. А уже эти организации должны распределять деньги между музыкантами.

Директор харьковского «Роялти» Андрей Писаренко с предпринимателями только общается: предупреждает, убеждает, рассылает письма. Проверяют и штрафуют - правоохранители, налоговики и госинспектор по вопросам интеллектуальной собственности.

Одну из харьковских дискотек закрыли в разгар веселья - милиционеры конфисковали оборудование. А в середине мая, по данным госинспектора Петра Калинского, один из крупных торговых центров Харькова проиграл суд: бизнесмены заплатили штраф - 2 тысячи гривень и лишились пяти дисков.

Петр Калинский, госинспектор по вопросам интеллектуальной собственности (г. Харьков): «Здесь только штрафные санкции – от 10 до 200 необлагаемых налогов минимумов доходов граждан, то есть, до 3 тыс. 400 грн. штраф».

Большинство бизнесменов, которые за музыку решили платить, - это, в основном, владельцы крупных супермаркетов и кафе. Новую практику называют «цивилизованной» - но не в Украине. Мол, где гарантия, что деньги пойдут в карман музыкантам?

Хозяин одного из крупных и известных в Харькове ресторанов, который говорить на камеру не захотел, объяснил: подписать договор и платить за музыку его заставили правоохранители. Хочешь работать - плати. Не давят только на владельцев маленьких заведений, где два процента дохода - совсем не доход.