Web Analytics

Трамвайный день рождения

Сегодня день рождения харьковского трамвая. В этот день, правда, по старому стилю, девяносто шесть лет назад из депо на Петинской, ныне Плехановской, улице вышел на маршрут первый в нашем городе электрический трамвай. Он был основным конкурентом конки, которая в этом году могла бы отметить свой стодвадцатилетний юбилей.

До введения трамвая основным видом транспорта были извозчики – ваньки (по-харьковски) и конка, пущенная, кстати, сто двадцать лет тому назад. Потребностей двухсоттысячного города, каким был Харьков в начале прошлого века, конка не обеспечивала, к тому же она была слишком тихоходной и громоздкой. Поэтому отцы города заговорили о трамвае, который уже во всю использовался в крупных городах России, не говоря о Западной Европе.
На Петинской улице, сейчас это Плехановская, на месте школы ДОСААФ было первое трамвайное депо, где 3 июля 1906 года состоялось торжественное открытие харьковского трамвая. На торжестве, как полагается, присутствовал весь харьковский бомонд во главе с вице-губернатором (самого губернатора не было в городе), городским головой и гласными, то есть депутатами думы. После молебна трамвай отправился к Балашовскому вокзалу, а оттуда на Павловскую площадь (сейчас площадь Розы Люксембург).
Тогда трамвай не пошел по центральным улицам. По соглашению с бельгийским акционерным обществом, которому принадлежала конка, линии трамвая и конки не должны были ни пересекаться, ни проходить рядом.
Позже этот вопрос будет решен в пользу трамвая. А пока десять вагонов ходили от Балашовского вокзала до конечной остановки на Павловской площади. Этот путь трамвай проделывал за двадцать семь минут с восемью остановками. Скорость - двенадцать верст в час, тогда как у конки – только шесть. Билет стоил пятак. Кстати, в первый день трамвайных билетов было продано на пятьсот рублей. Трамвай пришелся харьковчанам по душе.
До революции трамвай перевозил около миллиона человек ежегодно. Кстати, сейчас такое же количество, но ежедневно.