Web Analytics

Эксперты выделили основные барьеры для развития бизнеса на Донбассе

Близость к зоне конфликта, неблагоприятные экономическая ситуация и бизнес-климат в стране — ключевые препятствия на пути развития бизнеса и создания рабочих мест на подконтрольных Украине территориях Донецкой и Луганской областей. 

К такому выводы пришли авторы исследования «Бизнес на Донбассе: Препятствия на пути развития предпринимательства», подготовленного при поддержке Программы развития ООН в Украине в рамках проекта «Экономическое и социальное восстановление Донбасса».  

Авторы исследования опросили 200 директоров компаний малого и среднего бизнеса на подконтрольных Украине территориях Донецкой и Луганской областях и 40 экспертов-консультантов в области управления, экономики и права, у которых есть опыт работы с компаниями Донбасса во время конфликта. 

До 2014 года Донецкая и Луганская области лидировали по экономическому потенциалу в Украине. В общем объёме валового регионального продукта в 2012 году доля Донецкой области составляла 11,7%, Луганской — 4%. Доля в экспорте продукции — соответственно 19,6% и 5,6%.

На начало 2013 года в Донецкой области работали 93,6 тысяч предпринимателей, в Луганской области — 44,7 тыс. Преобладали угледобывающая, энергетическая, металлургическая, коксохимическая, химическая и машиностроительная отрасли. 

В 2014 году объёмы промышленной продукции  в Донецкой области уменьшились на 31,5%, в Луганской — на 42,0%. В 2015 году — на 34,6% и 66% соответственно.

Инфографика «Международной маркетинговой группы»

Вооружённый конфликт на Донбассе негативно отразился на экономике региона. Разрушены объекты производства, транспортной и социальной инфраструктуры. Появились экологические риски. Малый и средний бизнес в Донецкой и Луганской областях начал сворачиваться, что привело в сокращению рабочих мест.

В регионе стало меньше экономически активного населения. В Донецкой области по состоянию на сентябрь 2015 оно уменьшилась на 55% по сравнению с 2014 годом, а по сравнению с 2010 годом — на 59%. В Луганской области по состоянию на сентябрь 2015 произошло сокращение на 63% по сравнению с 2014 годом и на 66,5% по сравнению с 2010 годом.

Реальная заработная плата в Донецкой области в течение 2015 года сократилась на 10% по сравнению с 2014 годом, в Луганской — на 28%. В 2014 году это сокращение в Донецкой области составило 11% по сравнению с 2013 годом, в Луганской — почти 14%.

Капитальные инвестиции в январе-сентябре 2015 сократились на 53% в Донецкой области, в Луганской — на 71% по сравнению с прошлым годом. 

Инфографика «Международной маркетинговой группы»

Большое количество промышленных предприятий и шахт на Донбассе сейчас находятся на неподконтрольных Украине территориях. Разрушения и остановка производства привели к резкому повышению уровня безработицы в регионе. В Донецкой области уровень безработицы, определенный по методологии Международной организации труда, за период январь-сентябрь 2015 составил 13,6% (11% в 2014 и 8,4% в 2010), в Луганской области — 15,4% (11,8% в 2014 и 7,2% в 2010).

По данным Государственной службы статистики Украины, объёмы производства промышленной продукции в Донецкой области в 2015 году сократились на 35% по сравнению с 2014 годом, в Луганской — на 66%.

Инфографика «Международной Маркетинговой Группы Украины»

Исследователи выделили 10 основных препятствий для развития предпринимательства и создания новых рабочих мест, среди которых: 

  • ограниченный доступ к финансовым ресурсам, рынкам, современным технологиям, качественным административным, знаниям о ведению бизнеса, бизнес-услугам;
  • транспортно-логистические ограничения; 
  • ограниченный доступ к энергоснабжению и его высокая стоимость;
  • нехватка квалифицированной рабочей силы;
  • невозможность сотрудничать с бизнесом из других регионов Украины.

Публикация также содержит шесть ключевых рекомендаций к власти по преодолению препятствий, в том числе облегчение доступа малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам (например, путём частичной компенсации процентной ставки по кредитам, инициированием финансового образования и привлечением программ международной технической помощи); обеспечение информационной помощи для предпринимателей (об основании и развитии своего дела, потенциальных партнёрах и рынках); восстановление транспортной инфраструктуры с прозрачной и эффективной работой блокпостов.