Банк «Меркурий». Что случилось и когда это кончится

По 500 гривень в руки и ежедневные очереди. Банк «Меркурий», главный офис которого находится в Харькове, задерживает расчёты по вкладам, пенсиям, стипендиям и другим социальным выплатам. «МедиаПорт» собрал комментарии всех сторон: частных клиентов, вузов и руководства банка. 

О банке

Банк «Меркурий» основан 18 ноября 1992 года. Главный офис учреждения находится в Харькове. Как указано на официальном сайте банка, он имеет 26 подразделений в Киеве, Харькове и Сумах. Председатель правления банка Меркурий Василий Соловьёв рассказывает: у банка — 87 тысяч счетов физических лиц. Из них 18 тысяч — это пенсионеры, 28 тысяч — вкладчики и 20 тысяч — студенты. В «Меркурии» получают стипендии студенты Национального юридического университета имени Ярослава Мудрого и Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина.

Проблемы

Задержки с расчетами у банка «Меркурий» начались в декабре 2013 года. Об этом говорят клиенты учреждения, ту же «точку отсчёта» называет Василий Соловьёв. 

Сергей Гусак, руководитель частного предприятия.

«Получаю деньги, которые перечислила компания, как оплату за товар. Банк эти деньги «заморозил» и не хочет выдавать. Сумма — в районе 20 тысяч гривень. Пытаюсь получить уже месяц. Написали в банк заявление, ходили к начальству. Начальство сказало, что до третьего февраля деньги получим. Денег не получили. Телефоны никто не берёт, просто наплевательское такое отношение.

В банке говорят, что проблемы банка, что всё это решаемо, но как видно, что никто ничего решает. Говорят: «Приходите, занимайте очередь». В четыре часа утра тут уже начинают собираться люди, около 300-400 человек. Потом, когда уже подходит очередь, люди говорят, что денег нет, и все потом расходятся. Сегодня я стою уже часа полтора, пришёл, чтобы поговорить с администратором, чтобы администратор направила к управляющему, чтобы всё выяснить.

У меня здесь ещё социальный платёж, по рождению ребёнка, это тоже никто ничего не даёт. Его не могу получить больше двух месяцев. В банке предлагают забрать по частям. Но когда приезжаешь, и тут стоит 300 человек… Надо тоже заниматься какими-то делами».

Ирина Лысенко — её мама получает в банке «Меркурий» пенсию.

«Мама не успела получить декабрьскую пенсию. Это не связано с банком, она работающий пенсионер. А январскую пенсию не успела получить, потому что начисление произошло после того, как банк перестал выплачивать. На этой неделе мама получила первый транш — 500 гривень, с большим трудом. Сюда (в главный офис банка на улице Петровского — ред.) приехали в первый раз. Мы вообще живём в Люботине и обслуживаемся в Люботине. Там пытались получить, но там ситуация ещё хуже. Это периферийное отделение. Там, если привезут деньги, то их как-то выдают. Если не привезут — ничего не выдают.

Стоим сегодня часа полтора. Мама пошла к управляющему. Хотим хотя бы какую-то информацию узнать. Потому что на «горячую линию» с трудом дозвонились, а теперь там уже никто не берёт».

Пока Ирина общалась с корреспондентом «МедиаПорта», её мама вернулась от управляющего. На вопрос, получила ли хоть что-то, ответила «Нет, конечно».

Денис Савченко, студент Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина.

«У меня на карточке сейчас полторы тысячи. Тысяча стипендии, и ещё пятьсот гривень — это нам давали за звание лучшей группы в университете. Последний раз получил деньги перед Новым годом, тысячу гривень. Отстоял до четырёх часов дня.  

Я был в главном офисе во вторник. Там было 500 человек, причём по записи на листочке. Первый записался в полтретьего ночи. В полпятого утра уже было 145 человек — у меня там знакомый стоял, он говорит, что он 145-й был. Я пришёл в полвторого дня — и мне говорят, что нереально вообще достояться. Причём деньги с двух до четырёх часов дня всего давали.

Пробовал получить деньги через другие банки — через «Экспресс-банк», через «Грант», через «Хрещатик» (эти банки, как и «Меркурий», работают с Национальной системой массовых электронных платежей — НСМЭП — ред.). Банкоматы сразу выдают карточку обратно».

Банк

На вопросы «МедиаПорта» ответил председатель правления Публичного акционерного общества «Банк «Меркурий» Василий Соловьёв.

МедиаПорт: Почему у банка возникли проблемы с выплатами?

Василий Соловьёв: В декабре возникли задержки по выплатам пенсий и стипендий со стороны государства. Так, стипендии обычно приходят с 4 по 9 число, а пришли 26, 27, 28 декабря. Возникла паника. А по статистике люди и так снимают больше всего пенсий, стипендий и других платежей перед Новым годом. В декабре по пенсиям мы получили 21 миллион 40 тысяч 724 гривни, а выплатили 32 миллиона 723 тысячи 3 гривни. В январе мы получили 20 миллионов 292 тысячи 211 гривень, выплатили 21 миллион 216 тысяч 178 гривень.

Получилась очередь, очередь породила ажиотаж. Если более 15 % спроса обращается в банк по обязательствам юридических или физических лиц, это уже для банка является нездоровой тенденцией.

К тому же Интернет-издания написали много нехороших материалов. Например, такой: «Вкладчиков призывают забирать деньги из банка «Меркурий», который финансирует «титушек» из «Оплота». Хотя банк «Меркурий» не финансирует «Оплот».   А потом написали, что активисты добились первой ощутимой победы, и банк заявил о своей частичной неплатежеспособности. Эти публикации делают хуже только клиентам. Ведь крупные вкладчики не стоят в очередях, стоят в очередях те, кому на эти деньги надо жить.

Ответственность лежит на руководстве банка и в первую очередь на мне, но СМИ помогли раздуть ситуацию.
 
МП: Клиенты банка говорят о том, что сейчас им выплачивают только по 500 гривень. Почему?
 
В.С.: С целью защиты людей, которые живут только на стипендию или пенсию, банком было предпринято решение выплачивать по пятьсот гривень. Это временная мера, которая поможет стабилизировать ситуацию. У нас есть люди, которые приходят в один день — забирают 500 гривень. Приходят на следующий день — забирают ещё 500 гривень.

МП: Есть ли паника со стороны вкладчиков банка?

В.С.: Есть задержки по выплатам вкладов, но паники со стороны вкладчиков нет.
 
МП: Что делает банк для того, чтобы информировать людей о ситуации?
 
В.С.: Создана «горячая линия», в головном офисе работает центр приёма граждан, подачи заявлений.
 
(На сайте банка указаны два телефона «горячей линии» (057) 700-92-44 (по вопросам текущих депозитных и пенсионных счетов) и (057)758-81-02 (по вопросам проведения безналичных расчётов). Указано, что телефоны работают с понедельника по пятницу с 9.00 до 12.30 и с 13.30 до 17.00. Корреспондент «МедиаПорта» пытался дозвониться по обоим номерам в четверг вечером и в пятницу днём. Первый номер всё время был занят, по второму либо никто не брал трубку, либо после продолжительной тишины шли короткие гудки). 
 
МП: Сейчас университеты переводят студентов, которые получали в банке «Меркурий» стипендию, в другие банки. Что будет с деньгами, которые остались у них на карточках? Остаток будет выплачивать «Меркурий» или другие банки?
 
В.С.: Остаток должны выплатить мы.
 
МП: Почему деньги на карточке «Меркурия» нельзя обналичить в других банках, работающих с НСМЭП?
 
В.С.: Другие банки прекратили обслуживать наши карточки в связи ажиотажем и с несвоевременным поступлением денежных средств.
 
МП: Как банк будет решать проблему?
 
В.С.: Решается вопрос о предоставлении Национальным банком Украины стабилизационного кредита. В течение ближайшей недели этот вопрос решится. Также акционеры ведут переговоры с новыми инвесторами, которые согласны влить денежные средства в банк для поддержания его ликвидности.
 
МП: Каков Ваш прогноз — когда банк заработает в нормальном режиме?.
 
В.С.: «Я не могу давать прогнозы, с прогнозами ошибается даже Гидрометцентр. Но скажу, что после кризиса 2008 года у нас забрали 220 миллионов из 460-ти. Мы взяли кредит рефинансирования в 175 миллионов и восстановились. Даже досрочно выплатили кредит. Сейчас у нас в два раза больше вкладчиков, чем было в 2008 году.

Вузы

Руководитель Центра связей с общественностью и прессой ХНУ им. В.Н. Каразина Лилия Змий рассказала, что жалобы студентов на проблемы с выплатой стипендий начали поступать в январе. Январскую стипендию вуз выплатил через кассы университета.  

«Стипендия за январь месяц полностью выплачена», — подчеркнула Змий.

Сейчас руководство вуза ведёт переговоры, чтобы стипендии выплачивались через другой банк.
 
Бухгалтер стипендиального отдела Национального юридического университета имени Ярослава Мудрого Людмила Соколенко рассказала: студенты, которые обслуживались в «Меркурии», перезаключают договоры с двумя другими банками. Большинство студентов договоры уже перезаключили, говорит Соколенко. Февральские стипендии поступят на новые карточки. Бухгалтер заверила, что деньги, оставшиеся на карточках «Меркурия», не пропадут.

«Это личные деньги студентов, и у них есть договоры с банком. Личные деньги студентов застрахованы по закону. Естественно, выплаты будут проводиться в обязательном порядке. Деньги не пропадут ни в коем случае. Вопрос решается, гасится задолженность. Банк «Меркурий» выплачивает долги студентам. Студенты получают. Хоть кусочками, но получают», — сказала Соколенко.

За комментарием о ситуации в банке «Меркурий» «МедиаПорт» также обратился в Управление Национального банка Украины в Харьковской области. Информацию от облуправления НБУ редакция опубликует, как только получит ответ на информационный запрос.

Редактор: 
Аватар пользователя Владимир
Владимир
15 февраля 2014 - 23:21

Первое официальное появление товарища Соловьева на публике. До этого молчок полнейший. Но и сейчас ничего нового или хотябы более-менее конкретного. Это все мы и так знаем.

Где НАШИ деньги?

Аватар пользователя Алина
Алина
15 февраля 2014 - 23:26

Мне Меркурий не возвращает депозит уже 3 недели. Ни жалобы в банк, ни в НБУ результата не дали. Уважаемый Медиа-порт и Соловьев, помогите вернуть депозит!!!

Аватар пользователя Екатерина
Екатерина
15 февраля 2014 - 23:58

Банк не проплачивает коммунальный платеж с ноября месяца, и это нормально? А трудности у них с декабря неожиданно начались?! И я уже молчу о депозитном вкладе и невыплаченых процентах по нему.

Аватар пользователя Клиент
Клиент
16 февраля 2014 - 01:42

Та даже если им и кинут кредит, то ни один здравомыслящий человек не будет продлевать отношений с банком. По крайней мере до нормализации ситуации.
Какие же гнилые ответы товарищ соловьев дал, аж противно читать. Агорячии линии действительно НЕ работают

Аватар пользователя андрей рабочий
андрей рабочий
16 февраля 2014 - 11:51

Ха ха ха ну и что здесь нового?! Очередные сказки! Соловьев ты олигарх твои дети в шоколаде! У тебя миллионы за границей! А я простой рабочий! Ты же обокрал меня!!! Ты ВОР!!!!!!!!  Отдай людям деньги!!!!!!

Аватар пользователя Vik23
Vik23
16 февраля 2014 - 12:33

 Семнадцатого января  ровно месяц как закончился срок депозита. Написаны  заявления, одно в отделении и одно в центральном офисе. Обещали позвонить и сообщить о выделении денег.  Но увы и АХ !

Аватар пользователя 222222
222222
16 февраля 2014 - 18:02

Отсутствие наказания порождает наглых уродов типа банкиров.......нюх полностью потеряли ,а 90-х нет.....

Аватар пользователя Игорь К
Игорь К
16 февраля 2014 - 18:54

Мой депозит закончился почти месяц назад. Я обошел всё начальство на Петровского, ответ один- ДЕНЕГ НЕТ. А Соловьев сказки рассказывает, одна сплошная ложь. Соловьев, убеди меня в обратном- верни депозит!

Аватар пользователя Алена
Алена
17 февраля 2014 - 00:01

Это беспредел! Почему мы, студенты, должны стоять в очередях непонятно сколько времени, тем более когда у нас пары, почему мы должны не спать ночами, а ехать записываться в очередь, нам нужно учиться!!! И это почти бесполезно, из нас только единицам получилось что-то забрать. 

Аватар пользователя Сергей Y
Сергей Y
17 февраля 2014 - 23:22

я Предпрениматель получил от клиента 13700 грн. я не знал о проблемах банка .уже больше месяца не могу забрать. а клиенту товар не могу сделать так как нету своих лишних денег. клиент беситься и угрожает прокуратурой. что делать? кто знает?  не хотелось бы ити в облосную прокуратура так как не будет от этого мне легче

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.