Web Analytics

История футбольной болезни

Величайшие футболисты мира получают травмы и не едут на Чемпионат Мира. Молодые игроки подают надежды, но травмы не дают им заиграть. А кто-то всю карьеру играет практически без повреждений. Говорим о здоровье и медицине с точки зрения футбола.

Пять лет назад в лондонском «Вест Хэме» была настоящая эпидемия травм. Из строя выбыла половина игроков. Тренер того «Вест Хэма» Алан Кёрбишли не без улыбки на лице говорил: «Однажды я, как обычно, пришёл утром на работу и узнал, что травмирован даже клубный повар».

От небольшой лирической вставки — к насущным проблемам. От травм не застрахован никто, это понятно. Но есть клубы, в которых постоянно забит лазарет.

Родные пенаты — «Динамо» и «Шахтёр». Дончане — практически всегда в оптимальном составе, у киевлян постоянно кто-то лечится. Причём это какие-то хронические вещи: Михалик, Шовковский, Гусев, Юссуф, Нинкович и другие ломаются на ровном месте. Вроде бы и нагрузок Лобановского уже нет, но факт налицо. (Бывало, при «мэтре» от чрезмерной физподготовки у футболистов на сборах вылетали мениски. Многие игроки «того» «Динамо» закончили карьеру до тридцати лет.)

На газоне Александр Шовковский. Но в этот раз он героически спасал команду и повредил плечо при приземлении. Из-за этого не играл на Евро.

Первое, что приходит в голову — низкий уровень медицины: в «Динамо» работают отечественные медики, в «Шахтёре» — заграничные. «Вот я всё и объяснил!» — воскликнет тот, кто привык всё «наше» считать второсортным. Но те же беды преследуют и самые сильные команды мира?

Итальянские гранды всегда обладают чудовищным «запасом» игроков в лазарете. Где-то рядом жалуется на жизнь тренер лондонского «Арсенала» Арсен Венгер. И совсем не до веселья этой осенью было немецкому «Байеру» (в Германии у нас передовая медицина? Ну-ну…). Когда писал превью к матчу «Металлист»-«Байер», ужаснулся количеству травмированных в немецкой команде.

Теоретически от травм не застрахован никто. Например, Фернандиньо из «Шахтёра» пропустил большую часть сезона 2010/2011 из-за перелома ноги. Кость бразильца не выдержала столкновения с игроком киевской «Оболони» Владиславом Лупашко. Причину травмы увидели тысячи болельщиков, вопросов не возникло.

Типичный чемпионат Украины. Даже бразилец Матеус играет жёстко.

Другое дело — динамовцы. Тарас Михалик очень часто травмируется, причём каждый раз что-то новое: связки, мышцы, колени… Можно это объяснить тем, что Михалик — боец, а травмируется он от большого количества стыков.

Но смотрим дальше. Как вам Милош Нинкович? Первые пару-тройку сезонов он из «травмпункта», по-моему, вообще не выходил. Потом немного разыгрался, но всё равно часто выбывал из строя. Подверженность травмам он объяснял так: «Это все из-за дискотек. Я приехал в 19 лет в большой город, у меня не было никого, все сербские футболисты были женаты. Рестораны, танцы. Сейчас я уверен на сто процентов, все мои травмы были из-за дискотек».

Около десяти лет играет (громкое слово) в Киеве Айила Юссуф. Сначала казалось, что это новый лидер «Динамо» на долгие годы, очень внушающе выглядел нигериец. Но потом начал «ломаться», а последние пару лет я его на поле вообще не припомню.

Айила Юссуф. Как всегда — вне игры

Причины травм игроков «Динамо» чаще всего остаются неизвестны, а то, что у киевлян обязательно кто-то травмирован, — аксиома (мною перечисленные — это меньшая часть; ещё Богуш, Шовковский, Алмейда, Гусев, Данило…).

С другой стороны, такие команды есть в каждой стране, так что теорию о низком качестве украинской медицины я не принимаю.

В Англии больше всех страдает лондонский «Арсенал». Вечно травмирован Томаш Росицки (светлая голова, но хрупкие ноги), регулярно «ломается» Бакари Санья, перманентные проблемы у Кирана Гиббза и Йохана Джуру, выбывают из строя вратари. При этом физические нагрузки у тренера «Арсенала» Арсена Венгера, я уверен, одни из самых либеральных в Англии. «Арсенал» берёт своё за счёт техники, но не физики. И тем не менее.

«Интер», «Ювентус», «Милан». Порой состав из травмированных игроков в этих командах сильнее, чем состав из здоровых. Итальянцы — тоже не поклонники больших нагрузок, благодаря этому и играют до седых волос. Но всё равно «ломаются».

Тяжёлая травма Луиса Валенсии из «Манчестер Юнайтед». Рядом партнёр Уэс Браун и соперник из «Глазго Рейнджерс».

В то же время «Сток Сити» почти всегда в оптимальном составе, и это при абсолютном расчёте на физику. Неплохи дела и у «Реала» с «Барселоной», хотя как раз игроков испанских грандов по ногам лупят от души.

Получается, что количество травм в команде почти не зависит от имени клуба или его географии. Пожалуй, только итальянцев я выделю как особо травматичных, хотя футбол там далеко не самый жёсткий, а судьи строги к нарушителям.

Значит, придётся переходить на личности.

Я давно являюсь сторонником одной простой методики: когда покупаешь игрока, будь уверен, что он здоров. Это должен быть не просто медосмотр в клубе, но и изучение статистики его игр. Из-за чего он их пропускал? Не лечился ли?

У футболистов наиболее подвержены травмам три места: колени, ахилл и мышцы. Особенно непредсказуемо ведут себя последние, ведь потянуть, «дёрнуть» или порвать мышцу можно когда угодно (часто причиной мышечных повреждений является плохая разминка). Наверняка каждый из вас видел, как футболист бежит, его никто не трогает, но он просто падает и корчится от боли. И даже не думайте о бесстыдных симулянтах.

Из недавнего — травма Мохаммеда Диаме из лондонского «Вест Хэма». Ситуация точь-в-точь как я описал чуть выше. На повторе видна динамика падения, и комментатор сразу выносит приговор: будет замена. Угадал, Диаме заменили. Были опасения по поводу разрыва (речь о мышце бедра), но обследование обнадёжило: «всего лишь» растяжение и почти месяц вне поля.

Ещё тяжелее с коленями. Иногда колено может быть просто непригодно для игры в футбол. Это врождённые и хронические болезни. Помню, сколько авансов в начале прошлого десятилетия раздавали полузащитнику мюнхенской «Баварии» Себастьяну Дайслеру. Называли новым Баслером, пророчили чуть ли не Золотой мяч. Но вечные травмы колена не только погубили карьеру талантливого хавбека, но даже отправили Дайслера в клинику для душевнобольных с диагнозом «эмоциональное выгорание» — так сильно он переживал. В 27 лет Себастьян повесил бутсы на гвоздь.

Себастьян Дайслер

Или взять трёхкратного обладателя Золотого мяча Марко ван Бастена. «Если не хочешь в 20 лет остаться инвалидом, брось футбол», — говорили врачи в детстве будущей звезде. Инвалидом он не стал, но из-за хронических болей в колене «летучему голландцу» пришлось «завязать» с большой игрой в 29 лет. Та же история с самым молодым автором гола в истории чемпионатов Европы Йоханом Фонлантеном. Швейцарец закончил выступления в 26.

Таких примеров может хватить на написание отдельной книги. И самое страшное, что некоторые «вечнотравмированные» играют на высоком уровне до сих пор. Арьен Роббен из той же «Баварии» половину сезона стабильно проводит в лазарете. Томаш Росицки из лондонского «Арсенала» повредил связки колена ещё в 2008-м, лечился полтора года и не может полностью оклематься от травм до сих пор. Травмы этих игроков воспринимаются как нечто будничное.

Арьен Роббен

К счастью или к сожалению — я очень далёк от медицины. Но, изучая специальные материалы, понял, что характер травмы колена может быть самым разным. Растяжение связок, сдвиг чашечки, пресловутый «мениск»... Анатомия не балует лёгкими решениями.

Кстати, я вот всё рассказываю о травматичных игроках, но мало упоминаю о тех, кто (тьфу-тьфу) ломается крайне редко. Например, Лионель Месси. Сколько его ни бьют — стоит. Как обычно, где-то рядом с Лео — Криштиано Роналдо. Хроническими болезнями эти парни не страдают, бесконечные удары по ногам, им, похоже, не страшны. Может быть, из-за этого они лучшие?

Ахилл, или ахилловое сухожилие, находится над пяткой. Вот тут уж точно: если получил плотный удар по этому месту — можешь сразу обращаться к врачам. Хотя можно «рвануть» сухожилие и без всякой посторонней помощи. А первая рекомендация врачей при болях в ахилле — не бегать.

Хронически больной ахилл встречается куда реже, чем колени. Но травма всё равно «популярная»: сколько раз за матч футболист получает сзади по ногам? Не счесть.

Также этим повреждением хорошо умеют пользоваться хитрые люди. Например, Ярослав Ракицкий, который за «Шахтёр» играет почти всегда, а вот за сборную Украины выборочно. Сбор перед товарищеской игрой? У Ярослава обязательно начинается воспаление ахилла. Процесс лечения вроде бы недолгий, в крайнем случае, можно сыграть «на уколах». Но при всей серьёзности таких травм воспаление ахилла как «отмазка» тоже работает.

А вот переломы рук и даже лица в футболе считаются не такими уж и серьёзными. Не говорим о внешнем виде, только о профпригодности. Видели футболистов в масках, а-ля Зорро? Это и есть последствия перелома лицевой кости — скулы или носа. Что такое поломать скулу — знаю по собственному опыту, вот только моё лицо «чинили» месяц, а футболисты выходят на поле уже через несколько дней после травмы.

Экс-одноклубники Петр Чех и Михаэль Баллак

Играли в таких масках многие Великие: Паоло Мальдини, Карлес Пуйоль, Джон Терри, Петр Чех, Михаэль Баллак… Не страшно ли? А если в борьбе кто-нибудь локтем приложится? Врачи уверяют, что всё можно, если осторожно. Их юмор вообще мало понятен спортсменам, а когда они отвечают так двойственно, то начинаешь бояться ещё больше.

Из интервью центрального защитника московского ЦСКА Марио Фернандеса можно понять, что это за мучение — выходить на поле через несколько дней после перелома носа.

— Сколько продлится эта мука, Марио?

Марио Фернандес, защитник ЦСКА: «До конца года точно (интервью вышло 26-го ноября, — прим. авт.). А потом меня, очень надеюсь, от неё освободят. К счастью, в быту я маску не ношу — только в играх и на тренировках. Но и этого хватает».

Марио Фернандес

— Сильный дискомфорт?

Марио Фернандес, защитник ЦСКА: «Скорее, просто надоела. В принципе, привык. Только дышать становится сложнее — маска пережимает нос, поскольку защищает переносицу. Хотя поначалу испытывал большие трудности. Мне предстояло играть с «Локомотивом» спустя всего несколько дней после перелома. Маску едва успел опробовать, кости не успели срастись, лицо ныло. С первых же минут нос начал болеть, а маска неприятно давила. Хуже всего, когда приходилось бить по мячу головой. Боль становилась всё сильнее и сильнее. К перерыву она стала совсем нестерпимой. И я попросил меня заменить».

— Процесс создания маски — занимательный?

Марио Фернандес, защитник ЦСКА: «Я поехал в барселонскую клинику — там и операцию делали, и маску. На лицо наложили какую-то жидкую массу, вроде воска, чтобы получился слепок. На его основе и ваяли. Цвет было выбрать нельзя. Только чёрный».

— Мы, кстати, с вами, Марио, товарищи по несчастью. В институтские годы мне тоже ломали нос, и я с ужасом вспоминаю ту операцию: 17 уколов в переносицу, перед тем как вправлять. Кололи обезболивающее тонюсеньким шприцем, и это было невыносимо.

Марио Фернандес, защитник ЦСКА: «Медицина, видимо, ушла вперёд с тех пор. Мне делали всего один обезболивающий укол. Но и его хватило. Просто адская боль! А уже в Москве, после того как свёрнутый нос поставили на место, неприятные ощущения не покидали меня много дней. Да уж, я получал и другие травмы, но такой болезненной процедуры в моей жизни ещё не было».

Как всякого мальчугана, меня в детстве жалела бабушка за сбитые колени и локти, говорила, что футбол калечит. Так вот, если бы она увидела, что футбол сделал с Петром Чехом — вратарём «Челси» и сборной Чехии… В 2007 году Петр получил тяжёлую травму головы в столкновении с игроком «Рединга» Стивеном Хантом. Повезло, что просто остался жив. Вернулся вратарь на поле в регбийном шлеме. Позже пришлось добавить ещё один аксессуар — ту самую маску при переломе носа. Интернет смеялся.

Эволюция Петра Чеха. Без шлема его уже не представишь

При всей серьёзности материала были вещи, которые меня откровенно позабавили. Глупые травмы — это действительно смешно. Смешно всем, кроме собственно травмированных.

Например, игрок «Тоттенхэма» 60-70-х Алан Мюллери имел крепкие колени, мышцы и ахилл. Прославился он другой травмой: Мюллери очень усердно чистил зубы и… потянул мышцы спины. Как нужно так постараться? Не спрашивайте, самому интересно.

На рубеже веков в скромном английском «Барнсли» играл Даррен Барнард. Всё бы ничего, но в один прекрасный день он получил травму, когда поскользнулся на «луже» своего щенка. Диагноз был неутешителен — повредились связки колена. Лечение заняло несколько месяцев.

Больше всех мне жаль грузинского футболиста Отара Хизанишвили, который много поиграл в Англии (почему всё происходит именно там?). Отару приснилось, что он вбрасывает мяч из-за боковой линии, он во сне махнул рукой и задел икону, которая стояла рядом. Икона разбилась, повредив футболисту глаз.

Вы ещё помните времена, когда в воротах сборной Испании не было Касильяса? Так вот, занимавший пост номер один в Испании Сантьяго Канисарес однажды уронил флакон одеколона и решил остановить его ногой. Результат — порез сухожилия на правой ноге и пропуск Чемпионата мира 2002. С тех пор основным на долгие годы стал именно Касильяс. Не было бы счастья?...

Ну и напоследок снова вернёмся в Англию. Вратарь «Манчестер Юнайтед» Алекс Степни кричал на своих защитников. Кричал так старательно, что... вывихнул себе челюсть. Абзац.

Если отбросить такие нелепые случайности, то травматичность команды будет зависеть от нескольких факторов: от индивидуальных особенностей игроков (назовём это качество хрупкостью); от физических нагрузок; от обстоятельств, как, например, агрессивно настроенный соперник или неудачное приземление после прыжка.

Как бы стремительно ни развивался футбол, избежать травм не получится и в ближайшем будущем. Футболисты самого высшего уровня проводят по 60-70 матчей за год: никакие ноги такого не выдержат. Значит, остаётся только «держать кулаки» за здоровье тех, кто сражается в зелёном прямоугольнике.

 

Реклама Яндекс

По-настоящему комфортный сервис - это заказ междугороднее такси онлайн. Довольно легко организовать ьеждугородние поездки. Всего несколько минут посвятите предварительному заказу такси онлайн - и вы сможете не переживать об отсутствии встречающих в пункте прибытия.
Междугороднее такси онлайн

Аюрведический эликсир молодости проверенный веками!
Из древней Индии с любовью!
"Чаванпраш" является иммуномодулятором. Обычная активизация иммунитета не всегда благоприятна, так как существует группа болезней, связанных с аутоиммунной агрессией, например, бронхиальная астма, гломерулонефрит, нейродермит и многими другими. "Чаванпраш" нормализует иммунный ответ организма.
"Чаванпраш" является омолаживающим средством. Такой эффект связан с усилением антиоксидантной защиты, удалением клеточного "мусора" и продуктов неполного метаболизма, защите клеток от повреждения факторами внешней среды и увеличением репродуктивного периода.
"Чаванпраш" является тоником. Биологическая активность эликсира составляет 200 единиц. Для сравнения - биологическая активность корня женьшеня - 80 единиц. Кроме того, "Чаванпраш" не просто перебалансирует энергию тела, как другие тонизирующие средства, он сам дает энергию. Самые низкие цены- Чаванпраш - натуральное лечение