Web Analytics

«Металлист». Первый проданный

Продажа ФК «Металлист» стала неожиданностью не только для Харькова. Сами слова «продажа» и «покупка» в отношении украинских футбольных клубов звучат чуть ли не впервые.

Прецедент для всего украинского футбола (припомните хоть одну такую покупку?) — и купили за немалую сумму денег (в том, что сумма была солидной, сомнений нет).

Примеры с запорожским «Металлургом» или «Таврией» — это передача из рук в руки, но не покупка, которая подразумевает реализацию всех активов предприятия за те деньги, которых они стоят. Или хотя бы более-менее вменяемую цифру.

«Таврия» оказалась «на грани» в 2005 году. Тогда президент клуба Сергей Куницын попросил помощи у владельца крупнейших крымских предприятий Дмитрия Фирташа. Тот отозвался. Покупки как таковой не было. Казалось, вот сейчас человек «заболеет» футболом — и дело пойдёт... Но нет — Симферополь до сих пор является крепким середняком высшего украинского дивизиона и не более.

Дмитрий Фирташ общается с журналистами. Рядом с ним почётный президент «Таврии» Анатолий Могилёв

Более свежий пример — «Металлург» Запорожье. Этим летом клуб передали (ключевое слово) Александру Богуслаеву (сыну Вячеслава Богуслаева — гендиректора компании «МоторСич»). И вновь речь не о покупке.

И самый «свежачок»: сегодня утром появилась информация, что из руки в руки (снова та же схема) передают ФК «Александрия». Из рук Николая Лавренко (первый вице-президент ЗАО «ВС Энерджи Интернешнл Украина») в руки Сергея Кузьменко (народный депутат от Партии регионов, родом как раз с Кировоградщины).

Николай Лавренко действительно любит футбол и всей душой находился в клубе. Отсюда и результат — выход провинциальной «Александрии» в Премьер-лигу. Теперь «провинциалы» будут иметь дело с Сергеем Кузьменко.

Какие клубы в стране вообще можно купить и продать? Есть «Шахтёр», «Динамо» и «Днепр». С тех пор, как ими завладели Ахметов, Суркисы и Коломойский (все — ещё в 90-х) — даже слухов о возможной продаже ни разу не случилось.

Есть клубы попроще, но они не только не возбуждают потенциальных покупателей, но даже не особенно интересуют своих владельцев. Инвестиции Константина Жеваго и Дмитрия Фирташа в «Ворсклу» и «Таврию» соответственно — смех, если сравнивать с возможностями этих людей.

То, что украинский футбол не прибылен по сути (если большинство европейских клубов отталкиваются от доходов, то наши — от вложений хозяев) — не новость, поэтому футбольный клуб никто не расценивает как бизнес.

За английский «Ливерпуль» американские инвесторы в 2007 году «отвалили» более 200 тысяч фунтов. Каждая акция английских футбольных клубов стоит приличных денег (в случае с «Ливерпулем» одна акция оценивалась в пять тысяч фунтов). Поэтому в некоторых клубах — несколько акционеров, которые годами пытаются завладеть контрольным пакетом. Как, например, олигарх из России Алишер Усманов в лондонском «Арсенале»: ему принадлежит около 30% акций, а главный акционер Стэн Крёнке не хочет уступать свою долю более мощному инвестору.

У нас, если ФК финансово успешен, то только благодаря щедрым вложениям хозяев, но не доходам от продажи билетов, рекламы и телевизионных прав. Что говорить, если на футболках «Металлиста» и «Шахтёра» красуются надписи «DCH» и «СКМ» — предприятий Ярославского и Ахметова, которые в принципе незачем рекламировать. Ладно ещё «Биола» на футболках «Днепра» — здесь рекламный ход понятен, хоть и принадлежит компания тому же Коломойскому.

О доходе от рекламы речь не идёт. Продажа билетов — слёзы. Поход на матч английской Премьер-лиги вам обойдётся в сумму около ста фунтов (более тысячи гривень). У нас за 50 гривень вы получите шикарные места в центре.

В России ситуация ещё хуже. Там невозможно купить клуб в принципе. Например, как приобрести «Локомотив» у железной дороги или «Зенит» у Газпрома? Почему я говорю, что хуже? Потому что тот же Ахметов спонсирует «Шахтёр» из собственного кармана, а «Зенит» питается деньгами граждан. Налогами. Не только жителей Петербурга, но и Москвы, Казани, Самары, Владивостока... Человек оплачивает счёт за газ, а какая-то копеечка капает на счёт «Зенита». Люди покупают билеты на поезд, при этом спонсируют «Локомотив».

Халк и Витсель. Эти двое обошлись «Зениту» в 100 миллионов евро. Деньги — «газпромовские».

Я не говорю о клубах, которые находятся на балансе городов или областей (таких в России уйма). Скажите, если футбол многим просто неинтересен, то почему часть налогов, которые платят эти люди, должна идти не на ремонт дорог, а на трансфер какого-нибудь футболиста, который ещё и зарабатывать будет сотни тысяч долларов?

Единственный частный российский ФК — «Краснодар». Но и здесь о покупке речь не шла, бизнесмен Сергей Галицкий создал команду практически на ровном месте.

Харьковский «Металлист» тоже прибыль не приносил, но за время правления Ярославского у ФК появилось немало недвижимости: база, академия, часть стадиона. Плюс дорогие игроки с длительными контрактами.

Получить «Металлист» лёгким движением руки, как какой-нибудь ФК «Николаев», не получилось бы. Николаевский клуб готовы отдать задаром, лишь бы сохранить хоть какое-то финансирование и не потерять команду. На последние выездные матчи «Николаев» ездил за счёт главного тренера Руслана Забранского.

База ФК «Металлист» после реконструкции в 2009 году

Господин Курченко вполне мог приобрести команду из низшего дивизиона или вообще создать свою с нуля. Но почему-то он выбрал именно «Металлист». Крутой бренд, история, десятки тысяч болельщиков, желание получить всё и сразу, личные симпатии. Пока новый владелец не рассказал о планах на будущее — любая из причин на ваш субъективный выбор.

От «правления» Курченко (кстати, на форумах вовсю продвигают мысль, что за ним стоят более влиятельные люди, вплоть до «Семьи»... Януковича, разумеется) можно ожидать чего угодно, ведь благополучие ФК «Металлист» теперь зависит только от него. Даст денег — купим условного Роналдо. Не даст — будем довольствоваться «направлением на собственную академию», а латиноамериканцы уедут в тёплые края. Или такие же холодные, но более хлебные.

Официальные заявления компании «ГазУкраина» и харьковских чиновников предлагаю пропустить мимо ушей, всё равно ничего конкретного никто не сказал.

Например, под формулировками «поддержать клуб» и «обеспечить его стабильное финансирование» можно понимать что угодно. У луганской «Зари» сейчас стабильное финансирование, клуб поддерживают. Это не лучший пример.

Или слухи насчёт баснословных денег на трансферы. Надеюсь, в клубе останется та же система — и к нам не приедет какой-нибудь Халк (снова возвращаемся к «Зениту»), который будет зарабатывать намного больше остальных. А Тайсон или Соса попросят и себе прибавление к зарплате (в «Зените» это был Игорь Денисов), раз уж пошла такая пьянка...

«Мирон Маркевич уйдёт из «Металлиста» со мной, а я в ближайшие 50 лет из «Металлиста» уходить не собираюсь», — три года назад Александр Ярославский это произнёс. Не дотянул 47 лет.

В общем, разумнее всего — не бросаться в крайности. Иначе не поймёт ни болельщик, ни команда. «Металлист» — хорошо отлаженный механизм, который нет смысла ломать, чтобы строить заново.